К двум значимым для истории России датам – Дню народного единства и 100-летию Октябрьской революции – можно относиться по-разному. Одни принимают их как праздники, другие равнодушны. Иерей Дальнегорского благочиния (Русская Православная Церковь, Приморская митрополия, Арсеньевская епархия) Георгий Дорохов накануне праздников озвучил своё мнение по поводу этих дат.
— В чём вы видите суть и смысл праздника Дня народного единства и как он связан с духовной жизнью русского народа?
— Этот день приурочен к церковному почитанию Казанской иконы Божией Матери. Очень хорошо, что государство направляет свой взор и возвращается к тому, чтобы наполнить людей духовным содержанием. Ведь нельзя просто говорить «у нас светское государство» и освобождать себя от нравственных и духовных обязанностей. Поэтому очень радует, что в последнее время правительство начало возвращаться к духовному. В числе положительных начинаний — введение в школах обязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». И на этих уроках, и во время таких праздников, как День семьи, любви и верности, День народного единства, существует единая направленность – на одухотворение русского человека. Благодаря таким датам крепнет понимание того, что наша страна – не просто государство, а Русь Святая. Разумеется, это направлено и на патриотическое воспитание. Ведь церковь всегда и во всём поддерживает государство, его целостность.
— Но, кроме 4 ноября, в этом месяце есть и ещё одна дата, связанная как раз с тем, что перестала существовать Российская империя – речь о столетии со дня Октябрьской революции. Ваш взгляд на это историческое событие?
— Начнём с того, что в революциях нет ничего нового. Это цикличное повторяющееся событие, происходящее в основном в тех странах, которые отходят от Бога. К сожалению, это логический и неизбежный итог. Исторически именно так сложилось, что революции, междоусобные войны и прочие подобные испытания выпадают на волю народов, забывших о духовности. И здесь взаимосвязаны все события: после революции началась гражданская война, и многие отринули в этот период Бога и церковь; затем начались голод, репрессии, а финальным испытанием для русского народа стала Великая Отечественная война. Поэтому нужно учиться на ошибках прошлого и досконально изучить историю разных стран мира. Церковь всегда выступает против революции, потому что это дело сатанинское. Дьявол первым восстал против Бога, тем самым он стал основоположником любых революций, которые неприемлемы для церкви. Поэтому, повторюсь, мы поддерживаем государство.
— В последние годы появляется всё больше исторических фильмов, и один из них сейчас как раз идёт в кинотеатрах – это «Матильда». Он вызвал широкий общественный резонанс. Что вы можете сказать об этой картине?
— Во-первых, он не исторический. В нём много художественного вымысла, в этом недавно признался даже сам режиссёр. Во-вторых, ему так захотелось обыграть ситуацию, которая была в истории. Но я вряд ли буду смотреть такой фильм. Да и в целом, русские киноленты стараюсь не смотреть. К сожалению, мало режиссёров, кто может снять достойный фильм, а те, что действительно стоит увидеть, широкой публике неизвестны. К тому же, в «Матильде», судя по всему, от исторических личностей, в том числе от святого Николая Второго, остались только их имена и внешний вид. Поэтому лучше изучать историю не по фильмам, а по книгам.
Николай Ефимов