В период подготовки к Великому посту Церковь предлагает нам евангельскую притчу о блудном сыне. Она дает нам образ покаяния, которое невозможно без переосмысления пройденного пути, трезвой оценки своего состояния, желания оставить прежний образ жизни и начать меняться. Блудный сын, расточив все свое наследство, попал в трудное положение. Он практически отчаялся, но вспомнил об отце, о доме и решил радикально изменить свою жизнь. Блудный сын понимает, что по справедливости за свое греховное поведение он ничего хорошего получить не должен, но все равно, движимый раскаянием и надеждой, возвращается к отцу.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11–32
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: “отче! дай мне следующую мне часть имения”. И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: “сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”. 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: “отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим”. 22 А отец сказал рабам своим: “принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: “что это такое?” 27 Он сказал ему: “брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым”. 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: “вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка”. 31 Он же сказал ему: “сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся”.
В сегодняшнем чтении мы слышали притчу о блудном сыне. Одну из самых обнадеживающих и радостных во всем Евангелии.
Начинается она с довольно страшного разговора. У отца было два сына, два человека получивших одно воспитание, одинаково любимые, но относящиеся к отцу совершенно по-разному. Один из них относится к отцу с сыновьей любовью, другой же говорит: Отец, отдай мне мою часть наследства! Я хочу жить по-своему.
Я думаю, любой человек, который примерит на себя такое поведение своего ребёнка, поймёт глубину происходящей на наших глазах трагедии. Потребовать раздела наследство при живом отце значит достичь некоторого предела отчужденности и эгоизма. Кто-то скажет, то здесь такого, ребенок вырос и захотел жить отдельно! Это нормально!
Но младший сын не говорит: «Я уже взрослый, позволь мне жить отдельно, я хочу быть самостоятельным». Нет, он говорит «Дай мне мое наследство»! Но ведь наследство — это имущество, которое остается после кого-то. Пока человек жив он сам пользуется своими вещами, они обеспечивают его жизнь, а не жизнь кого-то другого… Попросить часть наследства, значит лишить отца того, что обеспечивает его жизнь, это все равно, что выгнать его из дома или лишить еды…
Что же происходит? Думаю, не многие отцы отважились бы на это. Мало ли, что взбредет в молодую и буйную голову, какое тебе наследство, я еще жив! Так сказали бы многие…, но Евангельский отец поступает иначе. Он разделяет наследство и дает возможность сыну прожить его собственную так, как он этого хочет. Да, это не просто сложное решение, ведь располовинить имущество в данном случае, это все равно, что разделить пополам само отцовское сердце…
Но теперь вспомним, что Евангельский отец — это образ Бога. Станем ли мы удивляться такому его отношению к сыновьям? Что значит сказать Богу, дай мне мое наследство? Это значит сказать Ему: я хочу жить так, как будто Тебя нет! Я сам решу как и на что мне потратить все, что ты мне дал. Мало кто способен сказать такие слова напрямую, но жить так без всяких слов способны практически все. В той или иной степени, больше или меньше мы нередко действуем так, как будто Бога нет. И все же, несмотря на это Бог не устраивает на земле концлагерь, в котором за малейшую провинность люди получают наказание. Он до того любит нас и уважает нашу свободу, что не лишает нас своих даров даже тогда, когда мы уходим от него в страну греха и расточаем силы и время…
Что же радостного в этой притче? Чем она нас обнадеживает? Ответ очевиден: тем, как ведет себя Отец. Тем как он ждет и встречает сына. Мы не слышим обличений и морализаторства, не слышим слов о вине или наказании. Он рад о том, что сын вернулся, это для него самое главное. И этим притча очень нас обнадеживает. Знали ли мы Бога с детства, но потом ушли от него в далекую страну или не знал и всю жизнь прожили вдали от Него — обстоятельства нашей жизни могли быть разными. Мы всегда должны помнить, что есть у нас любящий Отец, который ждет нас, который готов выйти нам навстречу, обнять нас и устроить великий пир, не сказав ни слова укоризны. Мы были мертвы, но ожили, пропадали, но все же нашлись.