Крестопоклонная неделя
Третье воскресенье Великого поста посвящено Кресту Господню и служит укреплению христиан в духовном и физическом подвиге Великого поста. «Так как во время сорокадневного поста и мы некоторым образом распинаемся, умерщвляя страсти, и ощущаем горечь, унывая и изнемогая, то и полагается перед нами Честной и Животворящий Крест как прохлаждающий и укрепляющий нас, напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий», — говорится в Синаксаре (кратком объяснении празднуемого события, которое раньше зачитывалось во время богослужения утрени) Крестопоклонной Недели.
На вечернем богослужении в субботу из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест. Эту неделю считают серединой Великого поста, когда Церковь напоминает о том, что через Крестную жертву Спасителя совершилось спасение человечества.
Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34 — глава 9, стих 1
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
“Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк.8:24).
Что значит “взять свой крест”?
Святитель Феофан пишет, что есть три вида креста: 1) внешние кресты, слагающиеся из бед и скорбей; 2) кресты внутренние, от борьбы со страстями; 3) кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божию. Хочется остановиться на первом виде креста.
Среди людей есть разное отношение к скорбям. Православный взгляд крайне отличается от мирских представлений. Мирские люди, видя неурядицы в жизни православного христианина, говорят: «Ну где же твой Бог? Что же Он тебе не помогает?».
Духовно больной человек в скорби ропщет: “Ну, почему?”. Выздоравливающий говорит: “Для чего мне это дано?”. А здоровый славословит: “Благодарю Тебя, Господи!”
Есть узкий сектантский взгляд: «Будь со Христом и Он даст тебе множество благословений: материальное благополучие, здоровье…». А вот в Православном Символе Веры надежда христианина связывается отнюдь не с земной жизнью: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Библия показывает, что путь праведника – это дорога страданий и скорбей. Страдали Иов, Моисей, Давид, Иеремия, Исайя, Даниил и другие наши праотцы. А вот не страдал, но жил в комфорте Соломон. Закончилось это известным актом идолопоклонства… Всё потому, что «Скорби, — пишет Авва Дорофей, — привлекают душе милость Божию, подобно тому как ветры приносят благодатный дождь». А в каком океане скорбей плавал Апостол Павел, завещавший подражать ему? (2 Кор.11 гл. 24-30).
Да, и по статистике, к Богу приходят гораздо чаще по причине скорби, а не от благодарности. Есть пример и относительно воспитания. Если родители будут баловать своих детей, то вряд ли придётся рассчитывать, что из такого ребёнка вырастет достойный христианин. Неслучайно, много святых вышло из многодетных семей, в которых разбалованностью и не пахло.
Золото очищается огнем. Христианин закаляется злостраданиями. В скорби всегда можно увидеть себя настоящего. Ты говорил много про смирение — а теперь покажи себе, насколько глубоко ты можешь смириться. Ты пел про отвагу — теперь, попав в западню, ты видишь, что эпитет «отважный» — это не про тебя. Штиль — худшая погода для распознания уровня мастерства мореплавателя.
В немощи открывается видение того, что скрыто для нас самих за шелковыми шторами повседневности. Тех, кто пытается с собой воевать, познание сей тайны собственного сердца вооружает и делает сильнее в борьбе с выдуманным величием собственной личности. Страдания обнажают нас. Наша реакция на тяжелые обстоятельства жизни — многоговорящий критерий правильности/ошибочности в духовной жизни.
Когда мы не можем что-то изменить в окружающих обстоятельствах, всегда есть возможность понять, переосмыслить и увидеть в происходящем нечто большее. Искатель небесных сокровищ не должен брезговать приобретением выгоды из окружающих его неприятностей. По большому счету, все наши проблемы живут лишь в двух местах — в голове и в сердце. Ум пытается что-то анализировать сквозь грязные стекла очков этого мира, а сердце не желает подстраиваться под ритм гуслей псалмопевца.
«Ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Эти удивительные слова святого Апостола Павла — утешение всем тем, кто не знает, как преодолеть тяжесть своих скорбей и проблем. Часто Православие предлагает решить проблему не её устранением, а новым взглядом на неё. Подключая свой разум к слову Божию, мы можем возвыситься над всем тем, что с первого рассмотрения как бы мешает нам и доставляет неприятности.
Наши немощи — тайный подарок Христов, через правильное пользование которым мы черпаем силы. Когда человек в недостатках, его уму куда проще согласиться с тем, что без Христа ни шагу вперед не сделать. Внешними неприятностями Господь проводит работы по исцелению нашего ума. Не до конца здоровый ум на хирургические вмешательства свыше отвечает так: «За что мне это?», выздоравливающий говорит «Для чего?», а здоровый — «Благодарю». Святитель Лука не лукавил, когда признался, что полюбил страдания. Осознание их великой пользы родило в святителе любовь к ситуациям, которые любой не верующий во Христа назовет несчастьем. Ну, а христиане все невзгоды должны встречать так: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2).
Сатане очень выгодно, когда люди живут в комфорте и успокоении, ведь именно в таком положении убивается христианский дух подвижничества и забывается Бог. Человек плотно приклеивается к земле. Иногда, именно чтобы оторвать от неё человека, Господь посылает в виде скорбей Своё лекарство: «Если же мы прилепляемся к этому [земному], то подвергаемся случающимся из-за него скорбям и доходим до ропота на Бога» (преподобный Антоний Великий). Гроза либералов, преподобный Никодим Святогорец, говорил: «Ты спросишь: разве грех — спокойно спать, хорошо есть и пить, ходить на празднества и увеселения? Но этим вопросом ты хочешь только оправдать себя, потому что все это, может, и не грех, но этим ты подготавливаешься к нему. Все это препятствует тебе когда-либо вкусить духовных благ, исходящих от Бога».
Святитель Феофан Затворник пишет о том, что спасающийся жаждет скорбей: «Господь труженику Своему ниспосылает дух терпения и, прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, заготовляет в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и кознь врага не удается. Как Господь сказал о Себе: «должно пострадать», так и они испытывают некоторое жаждание прискорбности. И когда они наступают, то с радостью встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладительную воду».
Сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9-10). Поэтому, чем больше трудностей, тем больше простора для вмешательства Господа. Уверен, что святителя Иоанна Златоуста, если бы он был нашим современником, так же, как и 16 веков назад отправили бы в ссылку. Его слова в стремящемся к сытости обществе вызвали бы неминуемый скандал: «Отсюда и научаемся, что если и не постигнет нас искушение извне, то мы сами должны каждый день упражнять себя постом, суровой жизнью, скудной пищей, простой трапезой, избегая роскоши во всем; ибо иначе нельзя угодить Богу».
Впрочем, мир будет и дальше возмущаться, как возмущался и 2000 лет назад. Насильно Бог никого не призывает, ведь в сегодняшнем евангельском отрывке сказано: “Кто хочет идти за Мною» (Мк.8:24). Но, оказывается, что избравший путь христианской жизни должен быть готов не только к скорбям, но и за Христа принять смерть. «Чтобы ты не подумал, что, отвергаясь самого себя, должен переносить словесные только оскорбления и укоризны, Он назначает предел, до которого должно простираться самоотвержение, именно — смерть, и смерть поносную» — толкует святой Златоуст. Только как это будет возможным, если он не может ежедневно в мелочах сделать свой выбор не в пользу комфорта? Христос, живя на земле, не имел тут комфорта и наслаждений. А ведь христиане должны иметь в себе те же чувствования, что были во Христе… (Фил.2:5)
Преподобный Паисий Святогорец говорил, что попав на Небо человек первым делом будет благодарен Богу за те трудности. которые Он посылал человеку в земной жизни. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». (Ин.16:21). И путь на Небо для любого христианина — через скорбь. Нынешние земные страдания покажутся просто ничтожными по сравнению с вечной радостью, уготованной всем верным чадам Божиим.
Поэтому, выбор остаётся за человеком: или следовать в трудностях за Христом, или получить всё в земной жизни, а потом, перешагнув порог смерти услышать неутешительное и бесповоротное: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей»… (Лк.16:25)
Находясь в скорби у христианина есть искушение пойти «поделиться своими проблемами», «вылить душу». С точки зрения светской психологии – это довольно полезно, а вот с точки зрения святых всё иначе. Афонский Старец Иосиф Исихаст писал: «Не ищи в своих скорбях утешения у людей, и получишь утешение от Бога». Такая вот мудрость, основанная на практике, незнакомой мирским психотерапевтам.
Смотря на Распятие в Неделю Крестопоклонную, понимаешь, что все твои скорби – это пыль и мелочь, по сравнению с тем, что за нас претерпел Господь. Крестная смерть нашего Господа избавила нас от проклятия и рабства диаволу. Распятием Безгрешного Христа мы получили столько, что даже и не очень прилично хотеть большего. Но Господь все-таки даёт нам большее! В одной капле Крови Христа, Которой причащаются православные христиане, собрано то, что перевешивает все блага этой Вселенной. Разве после этого мы имеем право скорбеть?
Апостол Павел завещал всегда радоваться и за все благодарить. Только с правильным настроем ума христианин может находясь в скорбях не переставать славить Господа и радоваться. “С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения” (Иак.1:2).