Неделя 26-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 12-19.
“И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя”.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о том как Христос, вняв мольбе десяти прокаженных, безнадежно больных людей, подал им исцеление. Проказа тяжелая болезнь. У заболевшего гниют и иногда отваливаются части тела, расшатываются и выпадают зубы, однако смерть может не приходить длительное время, человек тяжело страдает. Прокаженный изгонялся из общества в безлюдные места, терял работу, семью, испытывал физические и душевные страдания.
Однако, получив от Христа исцеление, лишь один прокаженный “возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя”.
Самаряне были тем народом, который иудеи презирали. Ранее у них с иудеями были общие предки, одна вера. Но впоследствии самаряне смешались с язычниками, переняли от тех ложные религиозные представления, не сохранили истинную веру в чистоте. Однако, душа самарянина оказалась порядочнее, чем у девяти иудеев. Имевшие познание об истинном Боге, имевшие правильную веру, не жили по этой вере. Иноплеменник же был способен по вере жить, и потому получил не только исцеление тела, но и несравненно большее. Он услышал слова Господа о том, что ныне произошло нечто важное для спасения его души.
Данный текст из Священного Писания имеет отношение к каждому из нас. Ведь жизнь всякого христианина должна быть наполнена благодарением Бога. Наименование главного богослужения Церкви – евхаристия. Это слово так и переводится – “благодарение”. Но если мы проведем опрос тех кто идет в храм и спросим их зачем они туда идут, что мы услышим? Кто-то просить об одном, кто-то о другом. Многие ли идут Бога благодарить? Благодарить Его за то, что, невзирая на наши грехи, Он с любовью терпит нас и ждёт от нас исправления, что не отчаивается в том, что мы станем святы и сможем быть с Ним в Небесном Царстве. За то, что всеми обстоятельствами, случающимися с нами, Он ведёт нас к покаянию. Что ради нас, ради каждого из нас, Бог стал Человеком и пострадал за наши грехи на Кресте чтобы дать возможность каждому избежать вечных мучений. Ради этого Он Сам претерпел по Плоти неописуемые страдания. Как часто мы отвергаем этот дар. Господь же вновь и вновь предлагает нам вечную жизнь с Ним.
А нередко мы, не понимая Промысел Божий, направленный на то, чтобы привести каждого из нас к спасению, к добровольному намерению оставить грехи, начинаем делать противоположное. Не благодарим Бога, но унываем и ропщем. Какой тяжестью наполняется душа того, кто ропщет на Бога.
Святитель Феофан Затворник так отвечал вопрошавшим “зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть”. “Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: “да у меня все горести, бедность, болезни, напасти”. Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих”.
Каждый должен подумать сам, подобен ли он тому благодарному самарянину или тем девяти неблагодарным прокаженным из сегодняшней притчи. Но как же мы можем благодарить Бога? Когда мы хотим отблагодарить человека, мы стараемся сделать ему нечто приятное. Но чем мы можем обрадовать Бога? Он Творец мира, разве нуждается Он в чем-то от нас? Толкователи считают, что те девять прокаженных думали, подобно многим иудеям, что Бог хочет от нас исполнения обрядовых постановлений. Столько то раз посетить храм, принести такие то жертвы, совершить такие то омовения. Потому, комментируют некоторые толкователи сегодняшнюю притчу, девять иудеев и не вернулись с благодарностью. Они решили, что исцеление – это то, что они заслужили своими поступками. “Теперь мы с Богом квиты”, мыслили они. Самарянин же понимал, что не заслуживает благодеяний от Бога. Надеялся лишь на Его милосердие.
Ответ на вопрос, что будет лучшей благодарностью Господу, как мы можем сделать Богу приятное, содержится в Евангелии. Христос сказал: “бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк 15, 10). Радость бывает в мире духовном о каждом кающемся грешнике, решившем с помощью Божией встать на путь исправления и жизни по евангельским заповедям.
Все в Церкви научает нас тому как благодарить Бога. К истинному благодарению мы все призваны. В этом спасение. Научившийся всегда, во всех обстоятельствах, с покаянием благодарить Господа, обязательно в свое время, как и благодарный самарянин, услышит из уст Спасителя те же радостные слова, отраднее которых быть не может: “встань, иди; вера твоя спасла тебя”.