Библейское чтение с толкованием на 27 февраля

issaiКнига пророка Исаии, 1:1-20

Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских.

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад.

Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!

Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как вóлну убелю.

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

2304Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина

   Исаия пророчество свое об отведении в плен и о рабстве народа своего начинает такими словами:

Ис.1:2. Слыши, небо, и внуши, земле.

Поелику Бог пред лицом неба и земли подавал народу Своему всякие блага и утешения, то небо и землю призывает во свидетельство и открывает им все нечестия народа.

Сы́ны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене,

то есть изменили Мне и, как видите, служили идолам.

Ис.1:3. Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша.

Вол изображает Израильтян, осел – Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: «растли всяка плоть путь свой» (Быт.6:12).

Ис.1:4. Увы, язык грешный… семя лукавое, сы́нове беззаконнии,

Беззаконны они в лукавых помышлениях и делах своих. Не сказал пророк, что нечествовали и сделались отступниками только некоторые из народа, но вместе с отцами, подобно им, уклонились от правого пути и сыны их, весь род, все лукавое семя. Показывая же, в чем состояли их растление и грех, говорит Исаия:

остависте Господа и разгневасте Святаго Израилева

– разгневали своими идолами и кумирами.

Ис.1:5. Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль, от страха гонителей и от ужаса пленяющих.

Ис.1:6. От стопы ног даже до главы несть в нем целости.   

От последнего до первого – все будут у них поражены.

Струпы…, язвы… и раны 1, наложенные пленяющими,

–    это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей – это также неисцелимые удары.

Ис.1:7. Земля ваша пуста,

то есть земля ваша, бывшая плодородной, по вашей вине сделается бесплодной.

И гради ваши огнем пожже́ни пленяющих; страну вашу пред вами чужди́и поядают,

то есть жители, введенные и поселенные в ней Салманассаром;

и опусте́ низвраще́на от люди́й чужди́х,

подобно Содому, который запустел и лишен обитателей своих.

Ис.1:8. Оставится дщерь Сионя,

то есть все города Иудейские и, по преимуществу, Иерусалим.

яко куща в винограде, и яко ово́щное хранилище в вертогра́де

Иудея, по опустению своему, подобна куще (палатке, шатру) в убранном винограднике, и овощному хранилищу в вертограде (в саду), в котором плоды уже сняты, потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды еще не собраны, а когда собраны плоды, и стража уже не нужна.

Ис.1:9. И аще не бы Господь Саваоф оставил нам оставшегося семене, яко Содома убо были быхом,, и яко Гоморру уподобилися быхом.

Уподобились бы Содому и Гоморре, которые вместе с жителями их сожжены и истреблены сошедшим с неба огнем, так что от них ничего не осталось. И Иерусалим и его жители уподобились бы Содому и Гоморре, если бы не умилосердился над нами Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода.

Ис.1:12. Когда приидете явитися… лицу Моему… Ходи́ти по двору Моему.

Бог вступает в суд с народом Своим, как бы так говоря: когда приходили вы явитися лицу Моему с раскаянием и с молитвой, отвергал ли Я тогда жертвы славословия и от рук ваших требовал ли жертв кровавых?

Ходи́ти по двору святилища Моего не приложите́,

   – (не продолжайте впредь) с такими жертвами.

Ис.1:13. …Кадило мерзость Ми есть.

Итак, знайте, что кадило, которое почитаете вы благоприятным Мне, пред очами Моими мерзость. Не приемлю того, что приобретено обманом и насилием. Поелику приносимое вами получено грабительством и притеснением бедных, то жертв и обетов ваших, а равно и

Ис.1:14. праздников ваших ненавидит душа Моя.

Ис.1:15. Егда прострете ру́ки [вашя] ко Мне,

Когда во время скорбей своих с молитвой будете воздевать ко мне руки ваши,

отвращу очи Мои от вас… руки бо вашя исполнены крове,

обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы.

Ис.1:16. Измы́йтеся, [и] чи́сти будите

не от внешних нечистот, но от злых дел своих, которые непрестанно перед лицом Моим.

Ис.1:17. Взыщите суда́

– творите добро притесненным, которых сами вы осудили, взяв неправедные дары;

судите си́ру и оправдите вдови́цу,

– которых не хотели вы и выслушать, потому что у них не было, и не могли они принести вам даров.

Ис.1:18. И прииди́те, и истя́жимся друг с другом,

То есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь.

И аще будут греси́ ваши яко багряное, яко снег убелю.

Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег – цвет чистоты и непорочности. «Греси ваши…, яко снег убелятся» иссопом милосердия Моего.

Ис.1:19. И… благая земли снесте,

как обещал вам Бог в законе Своем.

Ис.1:20. Аще же не хощете… мечь вы поя́ст,

то есть меч Вавилонян.