Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, с первым воскресением Рождественского поста! В сегодняшний день Святая Церковь нашему вниманию предлагает евангельское зачало, которое традиционно именуется притчей о безумном богаче (см.: Лк. 12, 16-21).
В ней говорится о том, что одному богачу «угобзися нива», то есть уродился урожай такой большой, что он сам не ожидал. И когда хозяин понял, что пшеницы много и его хранилища не уместят этот плод, он решил сломать старые житницы и построить новые, и набить их зерном. Притча передает нам размышления этого человека, он думает: «Скажу своей душе: предлежит тебе много добра на многое время, отдыхай, ешь, пей, веселись». Но как только он это подумал, Бог сказал ему: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут, то есть разлучат с телом, кому все сие останется?». Христос заканчивает притчу словами: «Так бывает со всяким, кто не в Бога богатеет».
На языке Священного Писания слово «безумный» имеет два значения: «лишенный сознания» и «безрассудный». Это во многом поясняет мысль Христа о богаче.
В современном русском языке слово «безумный» часто значит «сумасшедший», «ненормальный». Но что это слово значит на языке Священного Писания? Обратившись к оригиналу, к греческому тексту, мы узнаем, что это слово в переводе на русский язык имеет два значения: первое – «лишенный сознания», а второе – «безрассудный». Это во многом поясняет ту мысль, которую хотел выразить Христос.
Почему этот человек является лишенным сознания? У каждого из нас есть сознание, самосознание, которое свидетельствует нам всегда и везде, где бы мы ни находились, о бессмертии нашей души. Хотим мы этого или не хотим, оно есть – свидетельство того, что мы вечны. И если я вечен, я твердо знаю это, моя главнейшая задача – сделать так, чтобы эта вечность была блаженной, а не мучительной, это абсолютно точно. Но богач поступает так, как будто он лишен самосознания, как будто нет в нем искры бессмертия.
А как в притче реализуется второе значение слова – «безрассудный»? Без рассуждения поступает этот человек, он говорит душе своей «ешь, пей, веселись», имея в виду, конечно, что тело его будет есть и пить, а душа получать от этого услаждение. Но человек рассуждающий не может не знать, что, как только он переступит порог вечности, тотчас то, чем его душа наслаждалась в земной жизни, когда тело ело, пило и веселилось, принесет ей страдание, ведь чревоугодие, любление пития и все, что из этого вытекает, есть не что иное, как страсти, которые будут терзать, как лютые звери, душу в пакибытии. Они и здесь уже мучают человека, если он не может удовлетворить этих страстей.
То, чем душа наслаждалась в земной жизни, когда тело ело, пило и веселилось, в пакибытии принесет ей страдание, ведь чревоугодие и стремление к удовольствиям – это страсти.
Как же должен был поступить богач, чтобы избежать этой страшной участи? Он должен был сделать все, чтобы душа, переступая порог вечности, смогла взять с собой туда то, что поможет ей вечно блаженствовать. А что этим является? Человек часто не в состоянии сам это определить, но у нас есть Божественное Священное Писание, Откровение, где Сам Бог очень четко обозначает, что мы должны делать, чтобы это сокровище приобрести. Ни денег, ни человеческой славы, ни одежды нельзя взять с собой, когда душа будет разлучаться с телом. Что же будет достоянием души?
Безрассудный богач очень четко представлял свои физические потребности, он знал, что ему надо для безбедной и спокойной жизни. Ему невдомек, что если промысл Божий посылает нечто большее, намного больше, чем нужно, то это Сам Бог подсказывает ему, как нужно поступать, чтобы сокровище нетленное приобретать: этими излишками делиться с ближними, отдавать и через это стяжать радость о том, что он кому-то доставил счастье. Эта радость и будет достоянием души. Но богач рассуждать не хочет.
Обратим также внимание на контекст притчи. Для чего Господь рассказывает ее? В XII главе Евангелия от Луки мы читаем о том, что к Господу подходит человек и просит Его помочь разделить имение, то есть наследство, с братом. Христос отвечает: «Кто Меня поставил что-то делить между вами?» (см.: Лк 12, 13-15). И после этих слов следует притча о безумном богаче. Без сомнения, Господь здесь обозначает две очень серьезные крайности, в которые впадает человек заблуждающийся или, лучше сказать, безумный.
Сам Бог подсказывает, как нужно поступать с излишками: делиться с ближними, отдавать и через помощь людям стяжать радость, которая будет достоянием души.
Первая крайность, когда человек делит что-то со своими ближними. И на это часто уходят все его силы, душевные, духовные и физические. Он не находит себе места, не ест, не пьет, он постоянно находится в состоянии жуткого раздражения, осуждения, злобы, иными словами, портит себе кровь. Для чего он это делает? Для того, чтобы впасть в другую крайность: получив богатство, сказать душе своей «ешь, пей, веселись, предлежит тебе много добра на долгое время». Но ни в одной, ни в другой ситуации сокровища истинного, которое могло бы доставить ему вечное блаженство, он стяжать не может. В этом и есть безумие человеческое.
Сегодняшняя притча очень четко обозначает тот критерий, по которому мы должны жить. Но можно поставить вопрос: а чем нам делиться с ближними? Нам нечем часто делиться. Но притча сказана для каждого из нас, а значит, мы должны ее исполнить, стяжать нечто, что будет достоянием нашей души в вечности, чтобы нас не терзали наши страсти. По крайней мере мы должны научиться не творить зла нашим ближним, не изливать на них наш гнев, раздражение, осуждение, обиду. Этим «богатством» мы всегда полны.
Задумаемся, а почему мы должны богатеть в Бога? Почему только то, что является добром, светом, любовью, должно соединиться с нашей душой и в пакибытии доставить нам блаженную вечность? Ответ прост: в пакибытии, как говорит Священное Писание, будет только Бог и не будет больше ничего. «Бог будет всяческая во всех», – говорит апостол Павел (см.: 1 Кор. 15, 28). А это значит, что никакой другой воли в раю, кроме воли Божественной, быть не может.
В раю будет только одна воля – воля Бога. Значит, рай и блаженство будут открыты для нас, только если воля наша будет полностью, «от и до» совпадать с волей Божественной.
Значит, рай и блаженство будут открыты для нас только в одном случае: если воля наша будет полностью, «от и до» совпадать с волей Божественной, ни на йоту не уклоняясь. А как это сделать, если здесь мы хотим то одно, то другое, но абсолютно все, что мы хотим, не является Божиим? Господь призывает нас волю Его исполнять по отношению к нашим ближним. И нам это тяжело, неприятно, иногда, кажется, просто невозможно исполнить. Но если мы на этих несложных заповедях не научимся свою волю выправлять, согласовывать, соподчинять воле Божественной, то наша душа переступит порог вечности ни с чем или с тем, что будет противно и неугодно Богу. И тогда никакого блаженства нас не ждет в вечности.
Притчей о безумном богаче Господь делает нам очень важное предостережение, вкладывает в наше сердце важную мысль. Он хочет, чтобы мы не были безумными, чтобы мы не вели себя как лишенные сознания, чтобы мы учились рассуждать, что значит воля «Божественная, угодная, совершенная», как говорит апостол Павел (см.: Рим. 12, 2). Если будет так, все в нашей жизни будет по-доброму, тогда мы не услышим эти страшные слова, которые сподобился услышать богач: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут». Может быть, кто-то сподобится услышать другие слова: «Разумный, в эту ночь душу твою вознесут в рай, где ты всегда будешь с Господом твоим и Богом Иисусом Христом».
Аминь.
прот. Георгий Климов