Притч. 14:15-26
Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 14:15. Незлобивый веру емлет всякому словеси.
Легкий на слушание неосторожен, так как неразумно верит всему просто; а разумный, если поверит по первому впечатлению, потом разузнает и размышляет. «Поползнутся злии пред благими» (Притч. 14:19). Так как добродетель не может существовать вместе с пороком, как противоположная ему, то последний, присуществовании первой, подпадет ей. «И нечестивии послужат пред дверми праведных». Нечестивые, раскаявшись, устремятся к дверям добрых. «Послужат» нужно принимать здесь в значении не «лечить»11, а «служить», как учителям.
Притч. 14:24. Венец премудрых богатство их.
Что ты говоришь? Слава мудрых – богатство? Да, говорит, не потому, что оно увеличивает для них славу, а потому что они могут пользоваться им, как следует, и не получать от него ничего худого. Поэтому говорит некто: почему у неразумного богатство? Потому что приобрести мудрость неразумный не может. «Страх Господень (Πρόσταγμα Κυρίου 12) источник жизни» (Притч. 14:27). Будучи источником, никогда не прекращается, но изливает, как настоящую, так и будущую жизнь, и давая доброе, избавляет от худого. «Во мнозе языце слава царю: в оскудении же людсте сокрушение сильному» (Притч. 14:28). Царь имеет силу и славу в других, а боящийся Бога – в себе самом. Через это, мне думается, убеждает начальствующих и подчиненных уступать друг другу: как имеющий в тех силу и поставь себя в такое отношение к ним.