Притч. 13:20-26,14;1-6
Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 13:21. Ходяй с премудрыми премудр будет.
Действительно немалое значение имеет препровождение времени с такими лицами, а не только путешествие с ними, хотя и это полезно, так как многому можно научиться и при этом. Не сказал: живущий вместе с ними, или: надолго сходящийся; но, говорит, и участвующий в путешествии получит много плода. Если одежда человека и смех обнаруживают его качества, то тем более небольшое путешествие, повторяющееся неоднократно. При обращении с безумными получается противоположное.
Притч. 13:22. Согрешающих постигнут злая.
«Постигнут» показывает быстроту воздаяния, отсутствие промежутка времени. «Злая» – бедствия, которые, как следующие медленно (βραδύτερα), преследуют грешников, а «благая», как следующие быстро (ταχύτερα), «постигнут праведных». «Благ муж наследит сыны сынов» (Притч. 13:23). Наследит не то значит, что получит наследство детей, так как это было бы величайшим проклятием, а, напротив, передаст богатство своим потомкам и оставит в наследство; богатство же нечестивых поступает не детям, а могущим хорошо пользоваться. Или так: ум – отец, рождающий добрые мысли, а от последних происходят соответствующие им дела.
Притч. 13:25. Иже щадит жезл [свой], ненавидит сына своего.
Это сказано к тем, которые считают себя чадолюбивыми, а в действительности не таковы. По этим словам «ненавидит» не тот, кто не щадит, а тот, кто щадит. В самом деле, не случайное приобретение -дети, за спасение их мы отвечаем. «Ни, чада» (1Цар. 2:24). Такое голое воззвание- не вразумление. Разве не понес Илий тягчайшего наказания за это наставление? «Любяй же наказует прилежно», не просто, а прилежно. А поелику природа повелевает щадить, то чрезмерность устраняет. Ведь не для того природа вложила в тебя любовь к детям, чтобы ты причинял вред любимым, а чтобы заботился о них. Таким образом любовь уничтожает излишнее. «Праведный ядый насыщает душу свою» (Притч. 13:26). И пророки говорят: «Насадил еси их, и укоренишася» (Иер. 12:2); но так не всегда и не постоянно: многочисленны падения нечестивых. Почему же не все наказываются и не все удостаиваются чести? Для того, чтобы добродетель ценилась сама по себе. Или: питающиеся божественными словами наполняются тем, в чем нечестивые нуждаются.
Притч. 14:1. Мудрыя жены создаша домы.
Церковь терпением и надеждою Христовою построила себе дом, то есть, учением и верой воздвигла и устроила приходящих к ней. «Безумная же раскопа рукама своима». Это значит: ересь, сделавшаяся виновницею своей вечной смерти. «Ходяй право боится Господа» (Притч. 14:2). Не просто страх делает хождение правым, а именно страх Божий. Как нечестивый, прийдя «в глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3), так благочестивый боится. Таким образом добродетельная жизнь хороша и в том отношении, что присущий ей страх делает более богобоязненными.
Притч. 14:3. Из уст безумных жезл досаждения.
Перед этим ты сказал: «Иже от устен произносит премудрость, жезлом биет мужа безсердечна» (Притч. 10:13): как же здесь, говорит, усвояешь тоже безумному? Неодинаково; и это жезл, но жезл «досаждения», а то – снисхождения; один наносит оскорбление, а другой исправляет. Так бывают тяжелы безумные, как будто наносят побои. Можно и бранить, и обличать, но с мудростью; растворенное ею обличение не бывает противным, тяжким и несносным. Если хвалит безумный, это хуже брани; если бранит разумный, это равно похвале. Это сказал и некоторый мудрец: если восхваляя произнесет это громким голосом, принимай слова, как поношение.
Притч. 14:4. Идеже несть волов, ясли чисты.
Говорит, мне кажется, то, что недеятельный человек терпит бесчисленный убыток и бедность, или то, что когда нет волов, не подкладывается корм; что нужно щадить волов; что нужно быть экономным; что нужно иметь большое попечение о земледелии. Или так: где нет учителей, дома учеников пусты; сила учителя проявляется там, где много произведений. «Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши» (Притч. 14:6), потому что премудрость не совместима с пороком. «Домове беззаконных требуют очищения» (Притч. 14:9). Имея основание на песке, они нуждаются в очищении, чтобы им, сделавшись чистыми, узнать Бога. Слушающие слова Иисуса и исполняющие их строят свой дом на камне.