Притч. 12: 23-28,13:1-9
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.–
[Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 12:23. Муж разумивый престол чувствия.
Все его чувство, вследствие его разумности, в нем остается, то есть, место его покоя, седалище, в нем находится; оно не удаляется, а в нем царствует; или – что разум есть глава и царство чувства; или – от противоположного: все разумеющий может быть назван престолом чувства, как, напротив, называется престол беззакония. «Безумных срящут клятвы», потому что идут путем, находящимся под проклятием.
Притч. 12:24. Рука избранных одержит удобь.
Ничего нет богаче добродетели, ничего – сильнее, ничего – действеннее. Или «рукою» называет деятельность святых, которые господствуют над миром. А недобрые мужи будут пленены демонами.
Притч. 12:25. Страшное слово сердце мужа праведна смущает, весть же благая веселит его.
Смущает слово о наказаниях в законе, а слушая благовестие в Евангелиях радуется. Смотри на полезное при том и другом положении: если услышит что-либо доброе о ближних, не завидует, а сорадуется; если произойдет что-нибудь худое с ним самим, умеряется и его скорбь в радость. У нечестивых наоборот: когда нужно скорбеть вследствие услышанных страшных слов, они относятся к этому с презрением, а когда следует радоваться при добрых известиях, они впадают в изнеможение, вследствие испытываемых ими противоположных чувств.
Притч. 12:27. Не улучит льстивый ловитвы.
Так как наша мысль может быть уподоблена охотнику и рыбаку, то коварный человек не получит ловитвы противоположных мыслей, а сам сделается их добычей.
Глава XIII
Притч. 13:3. Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу.
Смотри: мы первые производим добрые плоды, а также причиняем себе вред. «Хранит свои уста» тот, кто умеет говорить: «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140:3). А безрассудно пользуется устами тот, кто не думает о том, что говорит, ни о том, за что ручается. «В похотех есть всяк праздный» (Притч. 13:4). Такой, как бы ни был богат, бездеятельностью губит богатство; или говорит о том, как труд отвлекает мысль от бесполезных желаний. А заботящиеся о том, что у них есть, прибавляют к этому и то, чего нет. «Суть богатяще себе, ничтоже имуще: и суть смиряющеся во мнозе богатстве» (Притч. 13:7). Таким образом, ни богатство не служит причиной высокомерия, ни бедность – смирения. Или: «богатящими себе» названы считающие себя мудрецами.
Притч. 13:8. Избавление мужа души свое ему богатство.
Что говоришь? Что делаешь, восхваляя так богатство? Во-первых, говорит не вообще о всяком богатстве, а о собственном от праведных трудов; следовательно, бедность – не порок. Или то говорит, что бедному и угрожать никто, может быть, не станет; ничего не имеющего зачем станет кто-нибудь стращать? Таким образом, жизнь последнего чужда беспокойств. Или «своим богатством» называет праведность, которая избавляет от смерти. А не думает о прещении, то есть, угрозе наказанием, бедный добродетелями.