Притч. 5:15-23,6:1-3
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –
ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 5:22. Пленицами же своих грехов кийждо затязается.
Хотя бы, говорит, Бог и не видел, но, дав тебе время покаяния, не Он наказывает, а ты сам ввергаешь себя в сеть грехов; сам приготовляешь себе узы. Поэтому не вини никого, ни Бога, ни человека. От нас зло. Хорошо сказал: «уловляют», потому что не всегда посылаются наказания за грехи. «Пленицей» (узами) же называется не каждый грех, а тот, который соединен с постыдным действием и достойным порицания намерением. Имеющий какое-либо желание, но не соединивший с ним действия греха, получил простое возбуждение (πάθος). Берегись же, говорит, чтобы через привычку к греху не сплести для себя сеть и не сделаться тем же, чем бывает добыча охотника. Итак никого не будем обвинять в наших бедствиях; в этом да посрамятся и манихеи. И не просто связываются, но и «затязуются», и прежде чем приведены к Судье, терпят наказание co стороны совести.
Притч. 5:23. Сей скончавается c ненаказанными: от множества же своея тучности.
Уловленный беззаконием и оставшийся ненаказанным испытает подобное тем; и имеющий общение с убийцами есть убийца. И посмотри, какой горькой изображает смерть, говоря, с кем вместе погибает. Страшно умереть и с худой славой. A их наполнило, говорит, беззаконие, которое назвал тучностью, из которой явилась плоть, за дела плоти, и вне спасительной жизни. «И погиб (ἀπώλετο) за безумие», а не пожелание, так как для удовлетворения пожелания имел законную собственную жену. Поэтому никто пусть не обвиняет природу, но пусть обвиняет собственную неумеренность; а это не свойство природы.
Притч. 6:3. Буди не ослабевая.
Не падай и не ослабевай в твердости, а Богу посвященное тобой тело возбуждай и напрягай к соблюдению данных Им заповедей.