Библейское чтение с толкованием на 29 марта

issaiКнига пророка Исаии, 41:4-14

Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я Тот же.

Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись;

каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: «крепись!»

Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом – кующего на наковальне, говоря о спайке: «хороша»; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, –

ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя»:

не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою.

Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто;

ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе».

Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.

2304Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина

«Кто содела и сотвори сия?» (Ис.41:4). И кто возвестил Моисею о бранях и о спасении присных Богу?
«Увидели Его острова и убояшася» (Ис.41:5), то есть те, которых призывал на суд, чтобы судить их за народ Свой.

«И древоделатель одобряет ковача, который биет мла́том, и кует, и говорит: спая́ние добро́ есть» (Ис.41:7). Пророк насмехается над идолами, у которых искали себе помощи острова, вызываемые Богом на суд.

«Семя Авраа́мле, егоже возлюбих… Аз бо есмь Бог твой, укрепивый тя… и утверди́х тя десницею Моею праведною» (Ис.41:8, 10), то есть ты – семя Авраама, возлюбленного Мною, которого Я укрепил, призвав от концов земли, от востока.
«Будут бо яко не су́щии… соперницы твои» (Ис.41:11), то есть Вавилоняне, которые нападают на тебя. «Будут бо яко не бывшии» (Ис.41:12). Идумеи, Греки и все народы, которые ратуют (воюют) на тебя.

«Не бойся, червь Иаков, ма́лый Израилю» (Ис.41:14), потому что низложишь ты и царства, и гордые их замыслы. Червем Иакова и малолюдным Израилем Бог называет народ Свой, потому что он, как червь, подточит и погубит крепость царей языческих.

 

1_1352Книга Притчей Соломоновых, 15:18-33, 16:1-9

Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.

[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]

Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
[Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы.
Ищущий Господа найдет знание с правдою;
истинно ищущие Его найдут мир.]

Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.