Книга пророка Исаии, 9:9-21, 10:1-4
чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами.
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
старец и знатный, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
«Лю́дие Ефремовы и живущии в Самари́и, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: оставим пли́нфы… изсечем ка́мение и посечем дикие смоковницы и заменим… кедрами…, и созиждем себе столп» (Ис.9:9–10). «И поядят Израиля всеми усты́» (Ис.9:12). Пророк указывает на Феглаффелласара и союзников его, которые ниспровергли царство Ефремово. «И укрепит на него… Господь… врагов Расина», в котором Израильтяне видели свою надежду и защиту. «Но еще рука Его высока» (Ис.9:11–12), потому что Бог наведет на Израильтян Салманассара, подобного Феглаффелласару.
«И людие не обратишася, до́ндеже я́звени быша» (Ис.9:13), то есть пока Салманассар не покорил Самарию и жителей ее не отвел в плен.
«И отъят Господь от Израиля главу и о́шиб» (Ис.9:14), то есть собственных их судей, которых поставлял над ними Господь, и ложных пророков, которых они сами себе находили.
«И будут блажа́щии люди́й сих льстяще, и… поглотя́т я» (Ис.9:16), то есть нечестивые священники и лживые пророки окажутся льстецами и доведут народ до того, что погрязнет он в Вавилоне. «Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует, – израильтяне преданы будут во власть врагов, которые умертвят юношей их, отведут в плен их сирот и вдовиц, – яко вси беззаконнии и лукавии» (Ис.9:17), кроме небольшого числа праведников, живущих среди них, которые, однако же, вместе с ними подвергнутся бедствиям. «И избранные объяты будут дымом», то есть бедствием, какое постигнет весь народ.
«И разгорится яко огнь беззаконие, – гнев раздраженного Господа подвергнет их наказанию, – И разгорится в чащах дубравных» (Ис.9:18). Пророк дубравой называет весь народ, а чащей – юношей и мужей, сильных во бранях.
«Горе пишущим лукавство». Горе тем, которые осуждают (хулят) суд Божий и прибегают к пустым предлогам, чтобы ищущих суда запутать и не оказать им правосудия. Поступают же они так, «укланя́юще суд убогих», то есть произнося такие определения, по которым убогие остаются без должного удовлетворения, «восхищающе суд нищих люди́й Моих» (Ис.10:1–2), то есть требуя у них даров.
«Что сотворите в день посещения» (Ис.10:3), когда царство Иудейское за злодеяния свои должно будет потерпеть наказание?
«Которые из вас не преклонятся под оковами под убиеными падут» (Ис.10:4). Вы уподобитесь скованным, которые ничего не в состоянии делать, уподобитесь убитым, в которых нет дыхания жизни; так будете презренны в глазах Ассириян.
Книга Притчей Соломоновых, 8:32-36, 9:1-11
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
«кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:
«идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум;
потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.