Библейское чтение с толкованием на 13 марта

issaiКнига пророка Исаии, 8:13-22, 9:1-7

Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!

И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.

Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих».

Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.

Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.

И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. //В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».

Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

2304Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина

Ис.8:13. Го́спода сил, Того освятите, и Той будет тебе во освящение,

то есть будет домом убежища и помощником тебе, дом Иудин.

Ис.8:14. Будет… камнем преткновения, и камнем запинания обоим домам Израилевым,

то есть всем Ефремлянам и тем из Иудеев, которые радовались пришествию Расина.

Ис.8:16. Свяжите свидение и запечатайте закон,

то есть свидетельство, Мною изреченное, запечатайте до дня, когда сбудется, что сказал я, когда слово подтвердится делом и пророчество оправдается исполнением. Пророк таинственно указывает и на день Мессии.

Ис.8:17. А я, держась учения своего, пожду Бога,

то есть буду тверд в своих мыслях, ожидая исполнения того, о чем предсказал.

Отвращшаго лице Свое от дому Иаковля.

На дом Иаковлев произнесен праведный суд Господом, Которого Израильтяне прогневали множеством злодеяний своих.

Ис.8:18. Се, аз и дети, яже ми даде Бог… в зна́мения,

то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время, и скоро наступит пленение Ассирийское3.

Ис.8:19. И аще рекут к вам: изыщи́те чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесло́вующих, иже от чрева глаша́ют, не Господни суть людие, иже испытуют мертвыя о живых.

Израильтяне уподобились народам, которые о живых братиях вопрошают кости мертвых, поэтому пусть знают, что они не народ уже Божий.

Ис.8:21. Пройдет по земли и огорчит ее,

то есть Господь поразит гладом землю народа Своего.

И будет, егда вза́лчете, скорбни будете и зло речете царю своему.

Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия.

Ис.8:22. И воззря́т… горе́.

Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит: «не угнетет утесненнаго», то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин.

Ис. 9:1. Ско́ро твори, страна Завуло́ня и земле Неффали́мля,

то есть ускорили обитатели земли Завулоновой идти в плен и обитатели земли Неффалимовой лишиться владений своих.

И укрепилось царство

то есть Ассирийское; славен стал венец царей его, усилилось владычество его. И этим указывается время двух царей Ассирийских Феглаффелласара и Салманассара, из которых первый начал, а второй окончательно отвел в плен Израильтян.

Путь моря… об ону́ страну Иордана

то есть не берег морской, но те земли Израильтян, через которые лежал путь к морю из мест, находившихся внутри земли обетованной, которые были сопредельны с владениями Тирян и Сидонян. Пророк говорит, что жители их отведены были в плен со всеми, живущими в Галилее языческой.

Ис.9:2. Лю́дие ходящии во тме ви́деша свет ве́лий: живущии во… сени смертней, свет возсияет на вы.

Это исполнилось, когда Господь наш начал проповедовать спасительное Евангелие Свое и творить знамения в Галилее и в пределах колен, перечисленных ранее.
Ис.9:3 Ты умножил народ, и не увеличил радости.

Увеличил число Израильтян, и не доставил тем большой радости Иудеям.

Возвеселились пред Тобою… якоже веселя́тся деля́щии коры́сти

То есть падению и пленению Израильтян возрадовался дом Иудин.

Ис.9:4. Зане́ разсыпа ярем лежай на них

Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить Иудеев.

Якоже в день, иже на Мадиа́ма

то есть истребил Израильтян подобно тому, как истреблены Мадианиты при Гедеоне.
Ис.9:5. Всякие гласы слышны среди волнения

то есть голоса Иудеев, радующихся о пленении Израильского царства.

Всякая… одежда обагрена кровью.

Под одеждой подразумевается самый народ Израильский, обагренный собственной своей кровью.

Бысть в сожжение и в пищу огню()

то есть Израильтяне переданы Ассириянам, которые, подобно огню, истребят их.
Ис.9:6. Отроча́ родися нам, Сын, и даде́ся нам

Сказанное здесь частично относится к Езекии, но большей частью не может быть приложено к нему, даже и то, что можно бы относить к Езекии, в таинственном смысле должно прилагать ко Господу Езекии, произошедшему от семени его.

И нарицается имя Его… Чу́ден

Господь чуден, потому что Он – истинный Бог и является как человек.

Советник, Бог крепкий… веков

Пророк свидетельствует, что Сын, Который «родися… и даде́ся нам», есть Бог веков: и века настоящего, – как Творец, Промыслитель, Попечитель и Животодавец, и века будущего, – как Царь, как Судия, как наследие и блаженство святых. «Князь мира», – это может быть отнесено и к миролюбивому Езекии, по причине кротости его правления Ис.9:7. И мира Его несть преде́ла, – это исполнилось в Господе нашем, – на престоле Давыдове и на царстве его

Господь воцарится на престоле Давида, который был праведен, а не на престоле Ахаза, который был нечестив.

Испра́вити е и заступити… в суде и правде

то есть в суде и правде, как было это в царствование Давида.

Отныне и до века

– выражение, употреблявшееся при благословении, подобно следующему: «да живет господин царь во веки! Ревность Господа Саваофа сотворит сия». Если слова эти приложить ко времени Езекии, то будут они относиться к Филистимлянам, которым сказано: «не радуйтеся… иноплеме́нницы», то есть Филистимляне (Ис.14:29).

1_1352Книга Притчей Соломоновых, 8:1-21

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;

она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

«к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.

Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;

ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;

все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;

все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;

потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;

мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;

богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;

плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,

чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.

[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]