Книга пророка Исаии, 1:21-31, 2:1-3
Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы.
Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его – правдою;
всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся.
Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит.
Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
Ис.1:21. Како бысть блудница град верный… полн суда; в немже правда почива́ше?
с удивлением взывает пророк, изумляясь такой недоброй перемене, изумляясь, что город суда и правды из целомудренного сделался блудницей; город, во времена Давида бывший верным, теперь, во времена царей последних, наполнился убийцами.
Ис.1:22. Сребро твое неискушено.
На нём положено ложное клеймо.
Корчемницы твои мешают вино с водою,
– чтобы взять за него более серебра.
Ис.1:23. Князи твои не покаря́ются, о́бщницы тате́м,
то есть тем, которые кладут ложное клеймо на серебро и мешают вино с водой.
Гоняще воздаяние,
ибо, как говорит пророк, любят они брать дары, домогаются подарков с того, кто еще не дал.
Ис.1:24. Суд врагом Моим сотворю,
то есть накажу князей, ненавистников Моих, и корчемников и друзей их – врагов Моих.
Ис.1:25. И наведу руку Мою на тя,
то есть после поражения, нанесенного дому Иоакима и Иехонии.
И разжегу всех непокорных твоих, накажу пленением,
– потому что не слушали Меня во время мира.
И отыму всех беззаконных твоих.
Все они пойдут в плен, никого не оставлю, как было при упомянутых ранее двух царях.
Ис.1:26. И вос ставлю судии твоя якоже прежде,
– как во времена Давидовы.
Ис.1:27. Сион… с судом… спасется,
то есть или судом, который постигнет Вавилон, или по исполнении времени рабства, какое Божественным правосудием назначено Иудеям.
И пленение его с правдою.
Сион избавится за правду Даниила, Зоровавеля и других подобных им праведников.
Ис.1:29.Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша;
постыдятся, потому что эти идолы не избавляют их;
и посра́мятся о кумирах, которых сами себе сделали;
посрамятся, потому что кумиры эти не избавили их от плена, не помогли им в скорбях.
Будут бо яко тереви́нф, отме́тнувый листвия
Они лишатся всякой помощи, подобно теревинфу, у которого от зноя падают листья,
Ис.1:30. и яко вертоград не имый воды во время жара.
Ис.1:31. И будет крепость их яко стебль изгребия (льна),
– то есть крепость непокорства их, –
и делания их, яко искры огненныя,
которые упадают в изгребие, и всё обращается ими в пепел.
Ис.2:2. Будет… гора дома Господня поставлена на верcе́ гор.
На горе Исаак спасен от заклания; место это купил Давид у Иевусеянина Орны ( 2Цар.24:24). А гора оная есть Голгофа, где вместо преобразовательных жертвенников водружен истинный жертвенник – Крест, и на нем принесена истинная Жертва.
И возвысится превыше холмов.
Так Крест возвысился над всеми языческими чтилищами (капищами).
Ис.2:3. И по́йдут языцы мнози,
– взыщут Господа, будут поклоняться Ему, как и Иаков сказал: «Той чаяние язы́ков» (Быт.49:10).