Притч. 6:20-35,7:1
Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,
чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.–
[Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 6:21. Навяжи же я на твою душу.
То есть, свяжи прежде всего учение, заключающееся в законах, полагая в глубине души, и, затем, украшая добрыми делами, крепко привяжи к твоей шее. Хороший товарищ и собеседник – постоянное размышление о божественном учении, особенно когда находимся на площади. Тогда особенно нам нужно это оружие, потому что и глаз наносит рану, и гнев возгорается, и тем, что видим, возбуждается желание богатства. Итак размышляй «о них седяй и идый и лежа» (Втор. 6:7). Заповедь – обличение зла, а наставление в добре. Через закон познается грех.
Притч. 6:24. Еже сохранити тя от жены мужаты и от наваждения языка чуждаго.
Смотри, как много говорит о целомудрии. Вожделение есть тьма. От «наваждения», то есть, не только от прелюбодеяния, но и от подозрения. Часто случается, что чистый от греха не свободен бывает от подозрения. Заповедь и это исправляет. «Мужатая жена» может быть понимаема как учение инославных людей и ложное их рассуждение; убеждает беречься этого (Притч. 6:25). Да не обольщают тебя чары красивого выражения (τῆς κεκομψευμένης φράσεως). «Цена… блудницы, елика единаго хлеба» (Притч. 6:26). Краткость удовольствия и незначительность платы показал стоимостью одного хлеба. «Не без вины будет» (Притч. 6:29). И чистый от действия, a запятнанный в других способах общения, «не без вины будет», то есть, не останется чистым. Как открыв глаза нельзя не смотреть, так, когда смотришь на женщину, не может не родиться вожделение. Для чего же подкладывать огонь к природе?
Притч. 6:30. Крадет бо, да насытит душу свою алчущую.
Говорит это, не освобождая вора от наказания, а для сравнения. Один имеет защиту в бедности, а другой руководится одним безумием. Один, будучи схвачен, подлежит наказанию, а другой – смерти и притом позорной. Что касается созерцания (κατὰ θεωρίαν), то неудивительно, если кто пользуется тем или другим положением внешней мудрости для того, чтобы, через это выяснить истину и опровергнуть то, что кажется им2 твердым. Таким был Павел, пленяя всяк разум Христу (2Кор. 10:5) и побеждая (ποιήσας 3) афинян посредством собственной их надписи (Деян. 17:23). А если, оставив истинную мудрость, полюбим мудрость мира, то будем безумно блудодействовать.