Евангельское чтение: Лк 13, 10-17.
“В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его”.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о двух людях. Одна нашла Христа и получила от Него помощь. Другой, хотя и слышал слова Спасителя, знал о чудесах творимых Им, сам был свидетелем многого, но Бога во Христе не узнал. Не нашел Спасителя, не обрел спасение. Напротив, считал Христа своим врагом.
Одна женщина была мучима от дьявола. Она вот уже 18 лет не могла выпрямиться, ходила скорченная. Но, движимая любовью к Богу, в субботний день, в главный богослужебный день недели коим суббота являлась в ветхозаветные времена, она направилась в храм. Она скорее даже не пришла, а приползла. Превозмогая немощь посетила храм.
В храме она встретила Иисуса, который на глазах у всех одним Своим словом её исцелил. Однако, начальник синагоги вместо того чтобы прославить Бога, при виде произошедшего чуда разгневался. Народу начальник синагоги сказал: “есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний”. “Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его”.
Начальник синагоги мыслил как и большинство фарисеев. Заповедь посвящать субботний день Богу понималась ими как нечто внешнее. Ее старались свято соблюдать. Тяжелым грехом считали не только работать в субботу, но даже пройти более определенного количества шагов. Но о том, что посвящение субботы Богу в том и состоит, чтобы делать в этот день богоугодные дела и помогать ближним, фарисеи не думали. Привыкли исполнять заповедь по букве, но не по духу и тем самым извратили ее.
Неправильное понимание того какую роль играют внешние благочестивые дела в духовной жизни свойственно большинству из нас. Многие каются например в том, что убирались в квартире в воскресенье. А в чем смысл воскресного дня, который мы в Новом Завете посвящаем Богу? Христианство не в том, чтобы не стирать белье, не ходить в магазин по воскресным дням, но в том, что мы должны сделать в воскресенье, в церковные праздники. Начать и закончить этот день молитвой, прочитать Священное Писание, а самое главное посетить литургию и, хотя бы в некоторые воскресные дни, подготовиться и приступить к причастию. Молиться весь день мы не сможем. Если будем просто сидеть и смотреть на стенку, это будет по мысли святителя Феофана Затворника греховным безделием. Потому сделаем в воскресный день главное и не будет никакого греха если и что-то по хозяйству успеем, и отдохнем.
Все мы духовно согбенны. Духовным взором, в наших мыслях мы смотрим на землю и не видим небо. Не видим тогда, когда заботимся об устроении земных дел и забываем о своей душе. Будем подражать вере исцеленной Господом согбенной женщины которая долгие годы, превозмогая боль, ходила в храм несмотря на то, что не подавалось ей исцеление. Божественное вмешательство явилось итогом, завершением труда самого человека. Подобно согбенной не будем отчаиваться, думать, что наша душа неисцелима. Тогда Господь исцелит и нас и откроет нам Небесное Царство.
Блж. Феофилакт Болгарский
Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет». Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов. 2, 6-7). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем. 2, 23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3, 21).
Господь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое! А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных. Поэтому не только он, но и все прочие, противившиеся Иисусу, стыдились при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие. Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а народ радовался о делах Его.
Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался. – Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болит восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век, о том говорится, что он скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века?
Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук.