Сегодня в Церкви читали историю про мытаря Закхея. За лаконичным и простым языком, описывающим события, скрываются целые драмы и трогательные смыслы.
«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый…». (Лк.19:1-2)
Закхей – мытарь, т.е. финансовый полицай, взяточник, обирающий свой же собственный народ. Единственная цель людей, идущих в эту профессию – деньги. К тому же Закхей – начальник мытарей, а значит, он более хитрый и жестокий, если смог добиться этой должности. Место выгодное, потому конкуренция наверняка достойная, здесь нужен довольно-таки подлый человек, понимающий: «либо ты, либо тебя»!
Почему Закхей стал таким человеком? Ведь он иудей, воспитанный иудеями, т.е. он знает все заповеди и уставы Господни, способен отличать добро от зла. Может быть он не получил любви в семье, мол отец всё время на работе, мать больше с братьями и сёстрами, а над ним глумятся за его маленький рост. Не знаю! А может он решил, что «не мы такие, жизнь такая», буду зарабатывать бабло всеми способами, пойду по головам, подставлю пару людей, ещё немного кину человек, подмажусь к римлянам – и вот оно счастье сытое и богатое. Не знаю!
Но кем стал – тем стал. Когда почтальон Печкин говорил, что он был злым, потому что у него велосипеда не было, то эта была неправда. В душе всё происходит по Достоевскому: «Дайте человеку необходимое и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное и он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел». Такова душа сребролюбца.
«искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее». (Лк.19:3-4)
Поиск Закхеем Иисуса – это не простое любопытство, поскольку слишком много суеты и движений он устраивает. Вот Ирод тоже хотел видеть Иисуса, но не сделал ничего, чтобы встретиться с Ним, только случайная встреча на суде осуществила желание. Закхей организовывает целый план, чтобы увидеть Христа и предпринимает немыслимые действия – залезает на дерево из-за маленького роста. Чего хотел Закхей? Что двигало им? Про слепых, немых, бесноватых, больных всё понятно! Но чего хочешь ты, Закхей? Для чего тебе Иисус?
Сребролюбивый и жестокий человек – всегда одинок, несмотря на большое количество «друзей» и денег. Грех разъединяет одновременно с Богом, с ближними и с самим собой. Внутренняя бездна и одиночество настолько поглотили Закхея, что он готов на всё! Самое главное препятствие, которое лежит на пути ко Христу – это стыд. Особенно таким статусным и богатым людям как Закхей ещё сложнее с этим испытанием. Залезая на дерево, он вступает на путь позора, унижения и насмешек со стороны толпы, с которой у него взаимная неприязнь. Этот шаг имеет одновременно в себе и отчаяние и надежду, Закхей лезет на дерево, превратившись буквально в ребёнка, забыв всё на свете. Закхей ищет Бога!
«Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью». (Лк.19:5-6)
Пока вся толпа смеётся над Закхеем, Христос видит его истерзанное и одинокое сердце, видит тот подвиг и ту надежду, которая небольшим пламенем теплится в душе маленького мытаря. И Христос даёт огня – взгляды Бога и человека встречаются – и снова Сретение Господне! Закхей в радости! Когда он вообще последний раз радовался? Только дураки думают, что много денег приносит много радости, Закхей знает, что это не так. Быть замеченным Богом и принять Его в своём доме – вот подлинная радость, вот подлинное счастье! Взошел на древо как мытарь, сошел с дерева как боголюбец.
«И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». (Лк.19:7-8)
Люди знают Закхея, потому не могут понять, почему Христос обратил внимание на него, да ещё и идёт к нему в дом. Осквернение во всех смыслах! Я знаю по своей пастырской практике, когда одни прихожане жалуются на других, поскольку видят их жизнь, полную пороков и грехов. Мол, как им вообще не стыдно в храм заходить. Но надо смотреть не на грехи, а на борьбу с грехами, на желание избавиться от грехов. Господь видит сердце Закхея, а окружающие не видят, потому и ропщут на Иисуса. Удивительно то, что Христос ничего не говорит Закхею, но сам Закхей принимает решение раздать половину состояния и возместить четырёхкратно ущерб от своей неправедной деятельности.
Мне вспоминается история об Антонии Великом: «Некие трое из монахов имели обычай ежегодно приходить к авве Антонию. Двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ничего не спрашивая. Спустя довольно долгое время, авва Антоний говорит ему: вот, столько времени ты приходишь сюда и ничего не спрашиваешь у меня? Он сказал в ответ: для меня достаточно видеть тебя, отче». Покаянное сердце без слов понимает Бога. Закхей настолько открыт Богу, что ему достаточно видеть Христа и всё становится понятным: как жить и что делать. Болезнь Закхея есть сребролюбие; лекарство от нее есть милосердие.
«Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19:9-10)
Главный вопрос Закхея к жизни звучит так: меня кто-нибудь любит в этой жизни? Не мои деньги или статус и связи, а именно меня – маленького Закхея? Может быть вся греховная жизнь и была попыткой купить любовь, навязать её окружающим? А можно ли меня вообще полюбить? Ответ этой истории ясен: встречаясь со Христом, мы встречаемся с исцеляющей божественной любовью, отсюда покаяние и перемена жизни. Вот что меняет человека.
Преподобный Ефрем Сирин так описал преображение Закхея: «Да посрамится неверующий народ мгновенным покаянием сего мужа, который вчера был похитителем, а сегодня стал дарителем, вчера был мытарем, а сегодня стал учеником. Расплавив Закхея, Господь перековал его, чтобы уничтожить в нем закоснелость и образовать нового человека. И дабы знал, что он теперь снова родился, говорит: «потому что и он также сын Авраама».
Закончу объяснение словами свт. Николая Сербского: «О, сколь проницателен Господь Бог наш! Он видит нас даже тогда, когда мы о сем и не догадываемся. В то время как мы ищем Его, предпринимая все возможные усилия чтобы найти Его и увидеть, Он стоит рядом с нами и смотрит на нас. Он всегда видит нас раньше чем мы его. Если бы мы устремили на Него свой мысленный взор, Его ища, лишь Его возжелав, тогда Он явился бы нам и позвал бы нас по имени, чтобы и мы сошли с высоких и опасных скал плотского мудрования и спустились в сердце свое – спустились молитвенным умом в сердце свое – в истинный дом свой. Тогда Господь сказал бы и каждому из нас: сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Ибо когда ум человеческий сойдет в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком. Это есть внутренний и духовный смысл сего события».