Притч. 15:7-19
Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
Путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 15:10. Ненавидящии… обличения скончаваются срамно.
Это бывает или тогда, когда они подвергаются порицаниям или дают отчет в словах, так как когда встречаются с софистами14, ничего не могут сказать; или заповеди назвал обличениями, так как они обличают нас в грехах. «Ад и пагуба явна пред Господем, како не и сердца человеков?» (Притч. 15:11). Кому все известно, тому как могут быть неизвестными сердца людей? Поэтому особенно вели правильную жизнь верующие в то, что и над мыслью, и над делающимся сокровенно наблюдает промыслительное око, Судия и Каратель. «Пагубой» называет не совершенную гибель, а такую, в какой скрывается то, что избегает наблюдения других, – «пагуба» близка к аду. Особенность мудрых состоит в том, чтобы обличать худо делающих; ничто так не обнаруживает дела мудрости, как то, чтобы жить с пользою для других. «Сердцу веселящуся, лице цветет» (Притч. 15:13). Для чего это сказано? Чтобы мы делали его веселым посредством праведности и не утучняли тела, так как желающие праведности веселят свою душу. Или: человек делается веселым чрез добродетели, а печальным – чрез грехи.
Притч. 15:14. Сердце правое ищет чувства.
Чувства, то есть, знания мудрости, чтобы сделаться мудрым. «Злая» – или то, что гибельно, или – великая злоба. «На всяко время очи злых приемлют злая» (Притч. 15:15). Если и не случится, не произойдет чего-либо худого, ожидание тревожит их, они впереди видят страхи; или говорит, что, сообразно с своими делами, получают наказание.
Притч. 15:17. Лучше учреждение от зелий с любовию.
Это значит: при страхе Божием, при любви между людьми, если она есть, лучше малое, чем многое; не в дорогом удовольствие, а в удовольствии дорогое, как говорит Гезиод. Презирающий грехи «угасит суды» (Притч. 15:18). Неразумный ничего не делает с размышлением, а разумный «исправляет» (Притч. 15:21), то есть, являет действие по своему намерению. Пренебрегающие рассматривать нужное дело с другими презирают совет, поэтому бывают не тверды, думая, что они значат нечто, хотя ничего не значат. Нужно поэтому советоваться не с собою, а с многими. «В сердцах советных» (βουλευομένων «советующих») (Притч. 15:22) вместо: в разумении (ἐν τῇ διανοία). «Путями живота» (Притч. 15:24) называет деятельныя (πρακτικάς) добродетели, приносящия знания. Слова и действия гордых разрушает Господь (Притч. 15:25), а дом души, чуждой этого, утверждает. Не о делах только и словах делается большое и тщательное изыскание, но и о намерении (Притч. 15:26). У имеющих чистое сердце не только мысли, но и слова достойны уважения.