Притч. 14:27-35,15:1-4
Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.
[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 14:29. Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен.
Обрати внимание на усиление выражения в том и другом речении: «мног… крепко». Ничто не может служить таким признаком безрассудства, как малодушие, и таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение. Разве иначе может быть кто-либо долготерпеливым, как не исследовав всего с большою тщательностью? Кроткий человек врачует пылкую страсть сердца; овладевая гневом и досадою, сам врачует возмущаемое им сердце. Разумное рассуждение, овладевающее силами, подобно костоеде; оно рассекает их и хочет поглотить.
Притч. 14:31. Оклеветаяй убогаго раздражает сотворившаго и.
Два здесь греха: клевета и притеснение нищего. Почему же «раздражает сотворившаго и»? Потому что Он сделал его бедным и доступным для твоего языка, клеветник. «Почитаяй же его милует нищаго.» И однако, если Он сделал его таким, то почему нужно миловать? От многих я слышал такие слова: для чего необходимо сожалеть нищего? Если бы любил его Бог, не сделал бы его бедным. Доколе мы будем шутить своим спасением? Доколе будем смеяться над тем, чего нужно бояться, страшиться и трепетать нечистому, наполненному бесчисленными грехами? Скажи, кого любил, Лазаря или богатаго? То нас погубило, что важное дело обращаем в шутку. «Надеяйжеся» 13, то есть, чистый и надеющийся на Бога, «своим преподобием праведен» (Притч. 14:32), насколько никто делами другого не спасается и не доводится до гибели.
Притч. 14:33. В сердцы благаго.
То есть, укоренится, углубится, сохранится, как в самом безопасном месте. Безумными не познается премудрость, потому что не будет обитать в теле, преданном греху. «Приятен цареви слуга разумный» (Притч. 14:35). Опять убеждает примерами дел человеческих и отклоняет от праздности. И царь ничего другого не ищет, кроме расположения. Или, – что служащий ему удостаивается благосклонности разумом. «Своим же благообращением отъемлет безчестие». Если он как-либо допустит бесчестие, исправляется разумом.
Притч. 15:1. Гнев губит и разумныя: ответ же смирен отвращает ярость, а слово жестоко воздвизает гневы.
Следовательно от нас зависит – и возбуждать и успокаивать; следовательно не Господь гневается, а мы располагаем Его к тому, чтобы гневаться или не гневаться. Если и разумных гнев губят, то не тем ли более тех, о которых сказано: безумного губит гнев? Случается, что этому подвергается и разумный вследствие невнимания. «Ответ же смирен», следовательно отношение кроткое, чуждое гневливости. «Исцеление языка древо жизни» (Притч. 15:4). Исцеляется же язык, не согрешающий словом. Духа Святого исполнится сдерживающий его и не грешащий языком. «Устне мудрых связуются чувством, сердца же безумных не тверда» (Притч. 15:7). Смотри: первые и совне безопасны от языка и внутри размышлением, а вторые и внутри не безопасны, потому что испорчено сердце. Или эти слова значат то – что злые болтают языком, не сознавая значения своих слов, а мудрые связывают уста сознанием.