Притч. 12:8-22
Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.–
[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.–
[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его.
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 12:9. Лучше муж в безчестии работаяй себе.
Так как многие бегают от работы, не только как тяжелой, но и постыдной, то прежде убеждал самих людей посмотреть на муравья, а теперь устраняет и самую мысль. Что ты говоришь? Бесчестен труд? Насколько лучше терпеть бесчестье, чем голод? В чем бесчестье? Разве другому служишь, а не себе? Хотя бы служил многим, не им служишь, а себе. Если бы не хотел избавлять себя от голода, и не подумал бы о тех. Ты сам пожинаешь плоды своего служения, следовательно, служишь себе. Не видишь ли воинов? Каждый из них служит себе. Так и художник. Поэтому оставь негодование. Ты сам себе господин, а не кто другой. Не видишь ли бедных, никому не служащих? И они служат себе. А какая честь, когда нуждаются в хлебе?
Притч. 12:10. Праведник милует души скотов своих.
Упражнением в человеколюбии служит то, чтобы на бессловесных животных приучать себя к состраданию одноплеменникам. Милующий их тем более бывает милостив к брату; при этом вместе с скотами разумеются и ленивые по природе; милующий их поучает и помогает; но излишняя справедливость – беспокоиться о том, что не приносит пользы. Что говоришь? «Праведник милует души скотов своих»? Подлинно так. И здесь необходимо проявлять большую заботливость, чтобы приучиться к тому же и по отношению к одноплеменнику. Не напрасно Бог повелел и павший скот поднимать, и заблудившийся возвращать, и не связывать уст вола. Он хочет, чтобы мы оказывали скоту всякую пощаду, во-первых, ради нас самих, а во-вторых, чтобы он был в состоянии оказывать вам услуги в телесных нуждах. Это самое служит упражнением в человеколюбии и служении другим, так как милующий чужое тем более милует собственное; милующий служебное тем более милостив к брату. Но тот приносит тебе пользу своим служением, а этот какую? Тем большую в деле Божием. Видишь, как мы служим скоту и не считаем бесчестием? Мы служим не ему, а себе.
Притч. 12:11. Делаяй свою землю исполнится хлебов: гонящии же суетная лишени разума.
Обращается к земледельческой и разумной (φιλόσοφον) жизни и делам правды, – потому что праздность приносит зло. «Гонять суетная» значит заниматься тем, что не приносит пользы. Что, говорит, остаешься праздным, худо истрачиваешь то, что хорошо собрано, предаваясь пьянству и еде? не сказал: работай и приобретай больше. Хорош труд, соединенный с правдою.
Притч. 12:14. От плодов уст душа мужа наполнится благих.
не думай, что добродетель состоит только в делах; большая часть ея – и в словах, так как от плода доброй мысли происходит доброе слово, а плодом доброго слова является добродетельное дело, приносящее благо; слово мужественной души, ведущее к добродетели, благо и приводит к доброму.
Притч. 12:15. Путие безумных прави пред ними.
Здесь говорит о том, что глупый считает себя безукоризненным. Есть два несчастия: быть глупым и грешнику не считать себя грешным. Как косой думает, что правильно смотрит, так и имеющий поврежденные чувства думает, что здраво мыслит. Так первым признаком наказания служит то, что уничтожается сознание: поэтому не принимает и советов. «Послушает советов мудрый», то есть, начавший стремиться к мудрости. Таким образом то, что считаешь разумным – никого не слушать, оказывается глупостью, а что считаешь глупостью – обращаться к помощи другого, то свидетельствует о мудрости.
Притч. 12:16. Безумный абие исповесть гнев свой: крыет же свое безчестие хитрый.
То есть, малодушный и ничтожный бывает нетерпелив, не сдерживает гнева, обнаруживает его тотчас по малодушию; а разумный, хотя и будет рассержен, скрывает в себе гнев, так как гнев вызывается безчестьем.«Язык имать неправеден» (Притч. 12:19). Ты видишь и там9 язык, и здесь, но не одинаковы его действия; там – лекарство, здесь – раны. Что может быть противоположнее этого? Видишь ли, что не в природе зло, как скоро употребление обнаруживается в ту и другую сторону? «Ничтоже неправедное угодно есть праведному» (Притч. 12:21). Как не нравится праведнику ничто неправедное, так неправеднику – праведное, и это зависит не только от природы вещей, но и от мнения о том, что считается злом. Не говори мне, что такой-то соблазнялся, такой-то стал неверующим. От нас самих это, а не от предметов. Как солнце, как бы ярко оно ни светило, не приносит пользы человеку с больными глазами, так и истина, как бы ни была очевидна, остается без действия на испорченную душу.