Притч. 10:1-22
Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.
Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.
Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.
Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 10:2. Не пользуют сокровища беззаконных.
Как же это? Разве не избегли многие смерти, благодаря богатству? Так; но не освободились от греха и выкупили жизнь, тягчайшую смерти. Будем же надеяться не на богатство, а на добродетель. Или – что праведность, привходя к грехам, ведущим к смерти, освобождает от нее. Как же принесут пользу сокровища, собранные на земле, «идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут» (Мф. 6:19)? A праведность не только спасает приобревших ее, но и возбуждает многих к ревности по ней и переносит от смерти к вечному бессмертию.
Притч. 10:3. Не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит.
Как могут терпеть голод имеющие небесный хлеб жизни? A нечестивым, хотя бы они пользовались изобилием, ничего больше не будет. Или и так можно понимать: если жизнь нечестивых порочна, Господь «низвратит», то есть, нечестивые некогда перестанут быть нечестивыми. После такого изменения Господь «предаст царство Богу и Отцу, да будет Бог всяческая во всех» (1Кор. 15:24, 28). A душу праведную, стремящуюся к знанию, премудрости и всему доброму, Господь не предаст голоду.
Притч. 10:6. Благословение Господне на главе праведнаго: уста же нечестивых покрыет плачь безвременный.
Голова праведного спасается, увенчивается, а нечестивый, как употреблявший и свои уста для умножения грехов и через них совершающий грех, покроется преждевременной скорбью. Или – так: в уме мыслится благословение и разумение, а слово нечестивых побеждает в приложении великой печали (ὲν παραθέσει μεγάλου πένθους). Или так можно понимать, что слово их хуже преждевременной печали; или – еще так, что уста их закроются, чтобы обнаружилась полнота наказания. «Имя же нечестивых угасает» (Притч. 10:7). Когда идет речь о праведнике, он прославляется и память его увековечивается, а нечестивый не только преждевременно умирает, но и имя его весьма скоро «угасает».
Притч. 10:8. Премудр сердцем приимет заповеди: непокровенный же устнама остроптевая запнется.
«Премудрым» называет знающего и имещего природную способность, который руководится законом, а «непокровенным устнама» – глупого, не обуздывающего уст, говорящего обо всем, не умеющего молчать, который не знает того как говорится: «слышал слово? Пусть оно умрет с тобой». Или значат слова то, что говоря то одно, то другое, такой полагает преткновения для своей жизни, за которые «запнется» вместо: падет.
Притч. 10:9. Иже ходит просто, ходит надеяся.
Хотя обман представляется делом безопасным, а простота – ненадежным, но вопреки этому говорит, что живущий без хитрости пусть не унывает, так как делающий пути свои извилистыми «познан будет»; нельзя скрыться коварному. Или вместо этого: не устрояющий козней ближнему не подвергнется и со стороны другого. Кто втайне строит ковы, а в глаза хвалит, тот «будет познан», хотя бы казался до времени неизвестным с этой стороны. Потом убеждает в том, что нужно делать все с надеждой. Действия праведника непрерывно руководимы бывают тем вечным Источником, Который сказал: «Аз есмь… жизнь» (Ин. 14:6). А говорящий нечестиво умолкнет, постигнутый наказанием.
Притч. 10:13. Иже от yстен произносит премyдрость, жезлом биет мужа безсердечна.
Не подумай, что хочет мстить. не говорю, сказано, что оскорби, а скажи что-либо умное, и поразишь врага сильнее, чем если бы имел палку. Ненавидящего можно (ἴδιον) и ударить; если хочешь, делай так. Но поражает не надменность, а снисходительность.
Притч. 10:15. Стяжание богатых град тверд, сокрушение же нечестивых нищета.
Богатый не довлеет самому себе; если не обезопасит себя в городе, ненадежно его имущество. Затем порицает и бедность. А в иносказательном смысле (κατὰ διάνοιαν): ученики богатеющих в Бога – несокрушимы, а нечестивые, не имеющие ничего, достойного внимания, бывают бедны, поэтому и погибают. «Путями жизни» (Притч. 10:17) называет те, которые ведут к добродетели, «наказанием необличенным» (παιδείαν δὲ ἀωεξέλεγκτον) – худое расположение души, скрытно ведущее к заблуждению.