Притч. 5:1-15
Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, –
и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 5:3. Мед бо каплет от устен жены блудницы.
Говоря сладко пустые, лукавые и ничтожные слова, усиливается лишить и малого. «Яже на время наслаждает твой гортань». Доставляя беседой сердечное удовольствие и потворствуя вожделению плоти, она является услаждающей человека на краткое время.
Притч. 5:4. Последи же горчае желчи обрящеши.
Притч. 5:5. Безумия бо нозе низводятъ употребляющих ю со смертию во ад, стопы же ея не утверждаются.
Безумные, впадающие в заблуждение, овлaдеваемые и опутываемые им, по смерти низводятся в ад. Что прежде называл блудницей, теперь называет безумием. Оно, говорит, живыми низводит в ад праведных, а беззаконных – после смерти: «употребляющие ю», говорит, после смерти низводятся в ад. Называется же ад (ἄδης) оттого, что нисходящие, в него с неудовольствием (ἀηδῶς) видят все находящиеся там наказания. О нисходящих по смерти в ад Давид молится, говоря: «да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их» (Пс. 54:16).
Притч. 5:8. Далече от нея сотвори путь твой.
Не обращайся к догматам ереси и не приближайся к преддвериям, то есть, к разнообразным постановлениям, которые она сделала. Называя «источник» (Притч. 5:15), показывает обилие имущества; а говоря, что ему «единому» (Притч. 5:17) пользование, указывает на удовольствие. «Объятиями… чуждей» (Притч. 5:20) называет худые помыслы, с которыми, как овладевающими душой, нельзя оставаться и которые не сокрыты от сердцеведца Бога.