Притч.3:34-35,4:1-22
Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.
Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни.
Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.
Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч.3:34. Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
Бог дает большую благодать, нежели мирской успех. Последний дает мирские блага лишь на время, и утрата их приносит огорчение, а Бог дарует вечную радость. Кому же Он дает эту благодать – объясняется дальше: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Бог наказывает также и воров, клятвопреступников, распутников и других грешников, ибо они презирают Его наставления, но особо говорится о том, что Он противится гордым, ибо те, которые полагаются на свою доблесть, которые не думают раскаяться и покориться могуществу Божию, которые отказываются искать опоры в высшей благодати, [полагая], будто для спасения им довольно своих сил – они-то, без сомнения, терпят величайшее наказание. А смиренным Он, напротив, дает благодать, ибо те, кто, покрывшись язвами пороков, смиренно вверяют себя истинному Целителю, по достоинству получают в дар желанную чистоту. Он оделяет благодатью кротких, ибо тем, кто смиренно следуют за Ним, Он помогает завершить доброе дело и дарует вечное блаженство.
Притч. 4:4. Иже… учиша мя.
Видишь, как не считал недостойным слушать наставления матери, потому что невозможно, невозможно услышать от родителей, если не будут они принадлежать к испорченным, худые наставления. «Да утверждается наше слово в твоем сердце». Никакой пользы нет от учителя, если ученик невнимателен. И хорошо сказал: «да утверждается»: пусть удерживается, говорит, будет прикреплено, не отходит, не отпадает; или: пусть будет утверждено, пусть покажет, что оно (т. e. «наше слово») служит опорой души.
Притч. 4:6. Возжелей ея.
Поелику и любовь прерывается, то люби, говорит, ее (т. e. премудрость) постоянно, чтобы она сохранила тебя невредимым, так как ничего славного нельзя сделать без горячего желания.
Притч. 4:10. Приими моя словеса… да ти будут мнози пути жития.
Бесполезно слушать слово, которого не принимаешь. А «пути» суть многие добродетели, приводящие к одному пути, о котором сказано: «Аз есмь путь» (Ин. 14:6). Или, как скажет кто-либо: все тебе будет удобно, легко и доступно, чтобы идти, куда хочешь, путем ли богатства или бедности, – славы или бесчестья. Как если кто, будучи неустрашим, или получив крылья от природы, относится без подозрения ко всякому пути, хотя бы он был труден, хотя бы пустынен, хотя бы подстерегал разбойник или вор, так поднимаемый на крыле премудрости без труда сможет всюду пройти.
Притч. 4:12. Аще бо ходиши, не запнутся стопы твоя.
Если ты идешь, говорит, имея добродетель, не подвергнешься преткновению, не встретишь никакого препятствия к тому, чтобы достигнуть цели дела, потому что несообразно – быть молоду и не получат удовлетворения от успеха. На дорогах часто случается, что прошедшие большую часть пути встречают пропасть, загораживающую дальнейший путь, или встречаются с кем-либо, кто говорит, что избран нами не верный путь, вследствие чего мы поворачиваем назад. На пути добродетели нет препятствий. Но как же не уставать идущим, имеющим такое болезненное тело? Здесь одно уже усиленное продолжение пути служит причиной труда. Итак идущий путем добродетели не испытывает утомления, потому что приближается к желаемой цели.
Притч. 4:19. Путие же нечестивых темни.
Тьма всегда составляет испытание и опасность. Но однако и при опасностях свет не прекращается, пока не уничтожит ночи испытаний.