Книга пророка Исаии, 11:10-16, 12:1-2
И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава.
И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.
И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.
И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.
И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.
И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.
Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.
И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.
Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
«И будет в день оный корень Иессе́ов, воздвигнутый в знамение языком» (Ис.11:10). В некотором отношении это относится к Езекии, который рожден от семени Давидова, но во всей действительности исполнилось это на Господе нашем, Который для всех народов стал знамением свободы, упования и избавления. «Того взыщут языцы», то есть устремятся и потекут воздать Ему поклонение. Слово «взыщут» может означать еще и то, что народы будут вопрошать у Него, что есть воля Божия. К Езекии же могут быть отнесены следующие сказанные ранее слова: «И духом устен своих убиет нечестивого» (Ис.11:4). Ибо это исполнилось на Езекии, который молитвой уст своих умертвил Ассирийское войско.
«И будет препоя́сан правдою о чре́слех своих», потому что Езекия творил суд и правду, как отец его Давид. «И не… возмогут погубити ни когоже на горе святей Моей» (Ис.11:5, 9), то есть с Иудеями будут в мире народы соседние и отложившиеся единоплеменники.
Еще слова «и будет в день той корень Иессеов, воздвигнутый в знамение языком», могут быть объяснены так: «Господь будет знамением для обращения к Нему народов. Того взыщут языцы, чтобы последовать новому Его учению. И будет покой его честь» (Ис.11:10), покой для тех, которые последуют Ему, потому что примут они вечную жизнь, облекутся в ризу славы, и будут блаженствовать в раю.
«И… приложит Господь показати руку Свою, еже возревнова́ти по останку прочему людий Своих». Это относится или к изведению Израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению Иудеев из плена Вавилонского; ибо одну часть Иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую – писец Ездра: «от Ассири́ов и от Египта, и от Патроса, и от Ефиопии, и от Елами́тов, и от Сеннаара, и от Емафа, и от островов морских» (Ис.11:11). Это согласно со сказанным у пророка Захарии: «бежите от земли северных, глаголет Господь, зане от четырех ве́тров небесных соберу вы, глаголет Господь» (Зах.2:6).
«И воздвигнет зна́мение в язы́ки», чтобы отвлечь народ Свой от идолослужения и обратить к познанию и почитанию истинного Бога. «И соберет погибшыя Израилевы, и расточенныя Иудины соберет от четырех крил земли» (Ис.11:12). Это напоминает слова Спасителя: «Я пришел токмо ко овцам погибшым дому Израилева» (Мф.15:24).
«И делати будут на раменах иноплеме́нничих» (Ис.11:14), то есть соседние народы покорятся Израильтянам по их возвращении, когда получат они наследие свое. И они покорятся, потому что Израильтяне были причиной и их возвращения из Вавилонского плена, а другие потому, что низложен враг их Гог.
«И опустоши́т Господь море Египетское». Пророк говорит здесь или о разделении моря, или о тех пяти городах, жители которых говорили ханаанским языком, и которых Господь вместе с народом Своим возвратит из плена и присоединит к сонму их. «И возложи́т руку Свою на реку́», то есть на сильное царство Ассирийское и Вавилонское. «И поразит на седмь де́брий, якоже преходити ю во обувении» (Ис.11:15), то есть недействительным сделается определение царя Вавилонского, которым воспрещалось Иудеям возвращение в отечество; и небольшое их число, собравшееся отовсюду, безбоязненно, в обуви, сможет перейти реку, тогда как незадолго прежде целый народ был не в силах сокрушить и даже выдержать стремление Вавилонян.
Благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою (от мене), и помиловал мя еси,то есть умилосердился над нами, отвратил гнев Твой, и избавил нас от печали и плена. Ис.12:1
Книга Притчей Соломоновых, 10:1-22
Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.
Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.
Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.
Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.