Книга пророка Исаии, 8:13-22, 9:1-7
Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!
И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих».
Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.
Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.
И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. //В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».
Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
Ис.8:13. Го́спода сил, Того освятите, и Той будет тебе во освящение,
то есть будет домом убежища и помощником тебе, дом Иудин.
Ис.8:14. Будет… камнем преткновения, и камнем запинания обоим домам Израилевым,
то есть всем Ефремлянам и тем из Иудеев, которые радовались пришествию Расина.
Ис.8:16. Свяжите свидение и запечатайте закон,
то есть свидетельство, Мною изреченное, запечатайте до дня, когда сбудется, что сказал я, когда слово подтвердится делом и пророчество оправдается исполнением. Пророк таинственно указывает и на день Мессии.
Ис.8:17. А я, держась учения своего, пожду Бога,
то есть буду тверд в своих мыслях, ожидая исполнения того, о чем предсказал.
Отвращшаго лице Свое от дому Иаковля.
На дом Иаковлев произнесен праведный суд Господом, Которого Израильтяне прогневали множеством злодеяний своих.
Ис.8:18. Се, аз и дети, яже ми даде Бог… в зна́мения,
то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время, и скоро наступит пленение Ассирийское3.
Ис.8:19. И аще рекут к вам: изыщи́те чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесло́вующих, иже от чрева глаша́ют, не Господни суть людие, иже испытуют мертвыя о живых.
Израильтяне уподобились народам, которые о живых братиях вопрошают кости мертвых, поэтому пусть знают, что они не народ уже Божий.
Ис.8:21. Пройдет по земли и огорчит ее,
то есть Господь поразит гладом землю народа Своего.
И будет, егда вза́лчете, скорбни будете и зло речете царю своему.
Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия.
Ис.8:22. И воззря́т… горе́.
Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит: «не угнетет утесненнаго», то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин.
Ис. 9:1. Ско́ро твори, страна Завуло́ня и земле Неффали́мля,
то есть ускорили обитатели земли Завулоновой идти в плен и обитатели земли Неффалимовой лишиться владений своих.
И укрепилось царство
то есть Ассирийское; славен стал венец царей его, усилилось владычество его. И этим указывается время двух царей Ассирийских Феглаффелласара и Салманассара, из которых первый начал, а второй окончательно отвел в плен Израильтян.
Путь моря… об ону́ страну Иордана
то есть не берег морской, но те земли Израильтян, через которые лежал путь к морю из мест, находившихся внутри земли обетованной, которые были сопредельны с владениями Тирян и Сидонян. Пророк говорит, что жители их отведены были в плен со всеми, живущими в Галилее языческой.
Ис.9:2. Лю́дие ходящии во тме ви́деша свет ве́лий: живущии во… сени смертней, свет возсияет на вы.
Это исполнилось, когда Господь наш начал проповедовать спасительное Евангелие Свое и творить знамения в Галилее и в пределах колен, перечисленных ранее.
Ис.9:3 Ты умножил народ, и не увеличил радости.
Увеличил число Израильтян, и не доставил тем большой радости Иудеям.
Возвеселились пред Тобою… якоже веселя́тся деля́щии коры́сти
То есть падению и пленению Израильтян возрадовался дом Иудин.
Ис.9:4. Зане́ разсыпа ярем лежай на них
Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить Иудеев.
Якоже в день, иже на Мадиа́ма
то есть истребил Израильтян подобно тому, как истреблены Мадианиты при Гедеоне.
Ис.9:5. Всякие гласы слышны среди волнения
то есть голоса Иудеев, радующихся о пленении Израильского царства.
Всякая… одежда обагрена кровью.
Под одеждой подразумевается самый народ Израильский, обагренный собственной своей кровью.
Бысть в сожжение и в пищу огню()
то есть Израильтяне переданы Ассириянам, которые, подобно огню, истребят их.
Ис.9:6. Отроча́ родися нам, Сын, и даде́ся нам
Сказанное здесь частично относится к Езекии, но большей частью не может быть приложено к нему, даже и то, что можно бы относить к Езекии, в таинственном смысле должно прилагать ко Господу Езекии, произошедшему от семени его.
И нарицается имя Его… Чу́ден
Господь чуден, потому что Он – истинный Бог и является как человек.
Советник, Бог крепкий… веков
Пророк свидетельствует, что Сын, Который «родися… и даде́ся нам», есть Бог веков: и века настоящего, – как Творец, Промыслитель, Попечитель и Животодавец, и века будущего, – как Царь, как Судия, как наследие и блаженство святых. «Князь мира», – это может быть отнесено и к миролюбивому Езекии, по причине кротости его правления Ис.9:7. И мира Его несть преде́ла, – это исполнилось в Господе нашем, – на престоле Давыдове и на царстве его
Господь воцарится на престоле Давида, который был праведен, а не на престоле Ахаза, который был нечестив.
Испра́вити е и заступити… в суде и правде
то есть в суде и правде, как было это в царствование Давида.
Отныне и до века
– выражение, употреблявшееся при благословении, подобно следующему: «да живет господин царь во веки! Ревность Господа Саваофа сотворит сия». Если слова эти приложить ко времени Езекии, то будут они относиться к Филистимлянам, которым сказано: «не радуйтеся… иноплеме́нницы», то есть Филистимляне (Ис.14:29).
Книга Притчей Соломоновых, 8:1-21
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
«к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;
все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.–
[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]