Библейское чтение с толкованием на 8 марта

issaiКнига пророка Исаии, 5:16-25

а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными;

которые говорят: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!»

Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!

Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток,

которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

 

2304Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина

Ис.5:16. И вознесется Господь Саваоф… освятится в правде,

то есть праведным судом, какой дает притесненным и притеснителям, ограбленным и грабителям.

Ис.5:17. И упасутся… агнцы на пажитях своих,

то есть ограбленные, оставшиеся после поражения, возвратят себе владения свои.

И возгражденныя развалины поядят пришельцы,

то есть развалины домов их, опустошенные грабителями и снова восстановленные, получат во владение себе бедные.

Ис.5:18. Горе влачащим грехи свои, яко у́жем долгим, и яко… реме́нем на колесе колесничном беззакония своя.

Пророк именует несчастными тех, которые присовокупляют грех ко греху. Как не видно конца у веревки, протянутой далеко, так не видно, чтобы они покаялись и перестали грешить. Грехи их подобны ремню на колесе колесницы, у которого нельзя приметить конца.

Ис.5:19. Глаголющым: скоро да поспешит, яже сотворит Господь, да видим, да приближатся и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем.

Пусть узнаем, что скрывал от нас Господь, пусть явно поразит нас тем наказанием, какое определил нам; тогда уразумеем, что слышим. Смысл этого места такой же, как и сказанного у другого пророка: «увы, люте желающим дне Господня» (Ам.5:18).

Ис.5:20. Горе глаголющым лукавое доброе.

Угрожает горем пророк тем, которые мудры в лукавстве, хитро оспаривают верность предвещаний пророческих; а при этом укоряет он и народных судей, которые превратно судят, и худое называют хорошим, тьму почитают светом. Поскольку же они берут всегда дары, приумножили тем имение свое и предаются вину и пьянству, то присовокупляет еще:

Ис.5:22–23. горе крепким… вино пиющым… оправдающым нечести́ва даров ради, и осуждающим невиннаго.

А потому как угашают они на суде правду, которая есть свет, суды же и определения их за взятые ими дары преклоняются ко тьме;

Ис.5:24. сего ради как солома поядается огнем, так они истреблены будут коснувшимся их пламенем, корень их яко персть будет, и цвет их яко прах взыдет.

За лукавство свое будут они истреблены Феглаффелласаром, царем Ассирийским, так же, как огонь поедает солому.

1_1352Книга Притчей Соломоновых, 5:-23, 6:-3

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;

пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –

ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;