В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.
Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
И сотворит Господь над всяким местом горы́ Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.
И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.
Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
Ис.4:3. И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме: святи нарекутся,
– то есть самый город Иерусалим наименуется городом правды, –
и вси написаннии в нем в жизнь,
то есть не будет в нем старца, который бы не исполнил дней жизни своей, то есть не достиг глубокой старости.
Ис.4:4. Омыет Господь скверну… дщерей Сионских,
то есть омоет Господь ту скверну и те грехи, в каких виновны были жены, заботясь об украшениях своих.
И кровь… очистит от среды их,
– то есть кровь умерщвленных ими пророков и праведников, –
Духом суда,
то есть судом справедливым и нелицеприятным, как судили прежние судьи народа.
Ис.4:5. И сотворит Господь, и… все место горы Сиони… осенит облак.
На гору Сион возвратится скиния, удалившаяся оттуда на колеснице, виденной Иезекиилем, и будет осеняема духом и невидимым присутствием, как в пустыне осеняло ее облако видимое.
Ис.4:6. И будет в сень от зноя,
то есть в ней укроются в тот день, когда придут враги, изображенные под образом зноя. Слова эти исполнились в пришествие Господа нашего.
Ис.5:1. Воспою Возлюбленному моему,
то есть Богу, Возлюбленному моему, воспою песнь, какую должен воспеть Ему народ Его.
Виноград бысть Возлюбленному моему,
– то есть виноград был у Бога, –
на месте тучне,
то есть в земле, текущей млеком и медом.
Ис.5:2. И окопах его, и благодетельствовал ему, и наказывал его. И ограждением оградих , – то есть дал закон, – и насадих в нем лозу избранну
это – священники, праведники и назореи.
И создах столп посреде его
это – сан царей и судей.
И предточилие ископах в нем
это – священство и жертвы.
И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние.
Господь ожидал, что сотворит он добрые дела, изображаемые гроздами, а сотворил он дела лукавые, изображаемые терниями.
Ис.5:3. И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин… Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему?
Пророк говорит мужам Иудиным и Иерусалимским или, лучше сказать, Сам Бог через пророка призывает их во свидетели сказанного, что ждал Он от винограда,
Ис.5:4. да сотворит гроздие, и сотвори… терние,
то есть ожидал, что сотворит он правду, а он творил беззаконие.
Ис.5:5. Отиму ограждение его, и будет в разграбление.
Поелику сердце народа отступило от суда и правды, отыму у него царство, представленное в образе столпа, –
и будет в разграбление от пленяющих: и разорю стену его, и будет в попрание,
то есть отыму закон, который был ему украшением и ограждением.
Ис.5:6. И будет в попрание
удовольствия, какие любил, сделаются для него мучительными и убийственными.
И оставлю виноград пуст, и ктому не обрежется, ниже покопается
сделаю, что придет он в запустение, потому что сам восхотел того.
и взыдет на нем… терние.
Тернием пророк называет грехи и законопреступления. И «не обрежется, ниже покопается», потому что не приложу о нем более Своего попечения.
И облако́м запове́м, еже не одождити на него дождя,
то есть запрещу пророкам изрекать им пророческое слово. Ибо дождем, в таинственном смысле, пророк называет пророчества и ведение воли Божией, а облаками именует пророков, которые орошают нас небесным дождем. То же видим и в других местах. Например: «да снидет яко дождь вещание мое» (Втор.32:2); и еще: «надождю на един град, а на другий (един) не надождю… и соберутся два и три града во град един пити воду и не насытятся» (Ам.4:7–8), то есть из одного города придут в другой искать Божественных глаголов, и не найдут.
Книга Притчей Соломоновых, 3:34-35, 4:1-22
Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.
Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни.
Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.
Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.