Книга пророка Исаии, 1:1-20
Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских.
Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад.
Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!
Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как вóлну убелю.
Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
Исаия пророчество свое об отведении в плен и о рабстве народа своего начинает такими словами:
Ис.1:2. Слыши, небо, и внуши, земле.
Поелику Бог пред лицом неба и земли подавал народу Своему всякие блага и утешения, то небо и землю призывает во свидетельство и открывает им все нечестия народа.
Сы́ны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене,
то есть изменили Мне и, как видите, служили идолам.
Ис.1:3. Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша.
Вол изображает Израильтян, осел – Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: «растли всяка плоть путь свой» (Быт.6:12).
Ис.1:4. Увы, язык грешный… семя лукавое, сы́нове беззаконнии,
Беззаконны они в лукавых помышлениях и делах своих. Не сказал пророк, что нечествовали и сделались отступниками только некоторые из народа, но вместе с отцами, подобно им, уклонились от правого пути и сыны их, весь род, все лукавое семя. Показывая же, в чем состояли их растление и грех, говорит Исаия:
остависте Господа и разгневасте Святаго Израилева
– разгневали своими идолами и кумирами.
Ис.1:5. Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль, от страха гонителей и от ужаса пленяющих.
Ис.1:6. От стопы ног даже до главы несть в нем целости.
От последнего до первого – все будут у них поражены.
Струпы…, язвы… и раны 1, наложенные пленяющими,
– это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей – это также неисцелимые удары.
Ис.1:7. Земля ваша пуста,
то есть земля ваша, бывшая плодородной, по вашей вине сделается бесплодной.
И гради ваши огнем пожже́ни пленяющих; страну вашу пред вами чужди́и поядают,
то есть жители, введенные и поселенные в ней Салманассаром;
и опусте́ низвраще́на от люди́й чужди́х,
подобно Содому, который запустел и лишен обитателей своих.
Ис.1:8. Оставится дщерь Сионя,
то есть все города Иудейские и, по преимуществу, Иерусалим.
яко куща в винограде, и яко ово́щное хранилище в вертогра́де
Иудея, по опустению своему, подобна куще (палатке, шатру) в убранном винограднике, и овощному хранилищу в вертограде (в саду), в котором плоды уже сняты, потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды еще не собраны, а когда собраны плоды, и стража уже не нужна.
Ис.1:9. И аще не бы Господь Саваоф оставил нам оставшегося семене, яко Содома убо были быхом,, и яко Гоморру уподобилися быхом.
Уподобились бы Содому и Гоморре, которые вместе с жителями их сожжены и истреблены сошедшим с неба огнем, так что от них ничего не осталось. И Иерусалим и его жители уподобились бы Содому и Гоморре, если бы не умилосердился над нами Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода.
Ис.1:12. Когда приидете явитися… лицу Моему… Ходи́ти по двору Моему.
Бог вступает в суд с народом Своим, как бы так говоря: когда приходили вы явитися лицу Моему с раскаянием и с молитвой, отвергал ли Я тогда жертвы славословия и от рук ваших требовал ли жертв кровавых?
Ходи́ти по двору святилища Моего не приложите́,
– (не продолжайте впредь) с такими жертвами.
Ис.1:13. …Кадило мерзость Ми есть.
Итак, знайте, что кадило, которое почитаете вы благоприятным Мне, пред очами Моими мерзость. Не приемлю того, что приобретено обманом и насилием. Поелику приносимое вами получено грабительством и притеснением бедных, то жертв и обетов ваших, а равно и
Ис.1:14. праздников ваших ненавидит душа Моя.
Ис.1:15. Егда прострете ру́ки [вашя] ко Мне,
Когда во время скорбей своих с молитвой будете воздевать ко мне руки ваши,
отвращу очи Мои от вас… руки бо вашя исполнены крове,
обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы.
Ис.1:16. Измы́йтеся, [и] чи́сти будите
не от внешних нечистот, но от злых дел своих, которые непрестанно перед лицом Моим.
Ис.1:17. Взыщите суда́
– творите добро притесненным, которых сами вы осудили, взяв неправедные дары;
судите си́ру и оправдите вдови́цу,
– которых не хотели вы и выслушать, потому что у них не было, и не могли они принести вам даров.
Ис.1:18. И прииди́те, и истя́жимся друг с другом,
То есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь.
И аще будут греси́ ваши яко багряное, яко снег убелю.
Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег – цвет чистоты и непорочности. «Греси ваши…, яко снег убелятся» иссопом милосердия Моего.
Ис.1:19. И… благая земли снесте,
как обещал вам Бог в законе Своем.
Ис.1:20. Аще же не хощете… мечь вы поя́ст,
то есть меч Вавилонян.