Евангелие с толкованием на 12 января

Неделя по Рождестве. Евангельское чтение: Мк 2, 13-23.

В Евангельском чтении, прочитанном сегодня за литургией, мы слышали о том, как Иосифу Обручнику среди ночи явился во сне ангел. Он сказал ему взять Младенца Христа и Богородицу и бежать в Египет.
После того как волхвы отошли от Младенца Христа, принеся Ему дары,
“се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется”.

Живя на земле, Бог многое открыл нам о Себе. Мы познали каков наш Царь царей Христос. Он, Всемогущий Бог, Творец неба и земли, пожелал из любви к предавшим Его людям стать беспомощным Младенцем. В пещере Он возлег в яслях для скота, Его окружали вол, сено. Простая иудейская Девушка повила Его пеленами. Рядом находился старец Иосиф. Разве можно это сопоставить с Его Божественной славой: Небесный Престол, Единосущный Богу Отцу, Владыка ангелов. Херувимы и серафимы закрывают свои лики и не дерзают на Него взирать. Соотнести немощь Богомладенца с тем, что людям невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Он мог бы явить человечеству лишь маленький отблеск Своей славы, явиться среди множества славословящих Его ангелов. Но Господь приходит в крайнем умалении Себя. Облекший небо и землю красотою, давший дыхание всей твари, теперь нуждается в заботе о Нем Девы Марии. Его необходимо повить пеленами и согреть. Питающий всю тварь нуждается в материнском молоке. Что может быть более немощным? 

Царь Ирод решает Его убить и Он, Владыка ангельских воинств, посреди ночи вынужден бежать в Египет. Это безумное решение Ирод принял потому, что занимал свое место незаконно. Он не был из царского рода Давида, потому и не мог быть царем. Когда к нему пришли волхвы и сообщили о рождении Царя Христа, он, чувствуя, что трон под ним зашатался, приказал узнать где родился Богомладенец чтобы умертвить Его. Не узнав конкретного места, зная лишь город, он в своём безумии, опасаясь лишиться царской власти, повелел умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Какая скорбь была в то время в тех местах, мы можем прочитать в Евангелии: “глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет”. Согласно комментариям толкователей, Рахиль являлась праматерью по плоти всех живших в Вифлееме матерей. Рахиль погребена в городе, который носит название Рама. Он отстоит от Вифлеема на 20 километров. Каков же был плач, какова была скорбь у Вифлеемских матерей, если их вопль был слышен на таком расстоянии! 

Самое удивительное в земной жизни, в Великих событиях Распятия Христа не чудеса. Это-то как раз понятно, если Бог творит чудо. Удивительнее имевшее порой место совершенное отсутствие чудес, являющих Божию силу, совершенное самоумаление Господа. Раскинув на Кресте руки, Он и ныне, как тогда, призывает каждого увидеть в Нем Бога, зовет войти в Его Царство. 

Люди, обладающие земной властью и большой силой, могут заставить кого-то поступать определенным образом. Могут пресечь зло, остановить беззаконие, могут устрашить многих. Но одного они не могут – коснуться совести человека. Невозможно заставить полюбить. А Христос пришел, чтобы нас спасти, чтобы мы возненавидели грех и полюбили Бога. Бог пришел в мир не для того, чтобы нас осудить. Он просто был среди нас, сострадал нам и умер за нас самой мучительной смертью. Возносясь сказал, что Он с нами во все времена. 

Христос воспринимался людьми по-разному. Кто-то принимал Его и получал вечную жизнь, кто-то желал убить, лишь бы еще немного пожить во грехах. Не будем уподобляться последним. Встретим родившегося Иисуса вместе с благочестивыми волхвами и пастухами. Вместе с ними поклонимся Христу добрыми делами, удалением от злого.