Неделя 22-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10, 25-37.
“И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же”.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали притчу, которая учит нас тому, что мой ближний это тот кто сейчас нуждается в моей помощи. Не только мой сосед или прихожанин храма, в который я хожу, или человек, сделавший мне добро. К беде ближнего следует относится как к своей. Помочь страдающему нужно потому, что он страдает, а не потому, что он мой друг. Самаряне и иудеи враждовали, но именно самарянин и оказался тем, кто позаботился о несчастном. Впрочем, эта заповедь ветхозаветная: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19: 18)».
В Новом Завете Господь Иисус ставит перед Своими последователям, христианам, несоизмеримо более высокую цель: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин 13, 34). А как проявилась любовь Божия к людям знает всякий христианин. Люди совершили безумный поступок, оставив Бога. Совершив грех, столкнулись с болезнями, страданиями, смертью.
Многократно и после этого предавали Бога. Бог их не оставил, но стал Человеком, чтобы предать Себя за всех людей на Крестную (самую мучительную) смерть. Не только за апостолов или святых людей, за каждого. Чтобы сделать для каждого все возможное, лишь бы даровать ему спасение от вечных страданий. Даже зная, что многие этот дар отвергнут.
Заповедь о любви, если бы не было Христа, была бы утопией. Человеку она не по силам, но есть Бог, укрепляющий нас. Бог, к которому мы приобщаемся в таинстве причащения. Бог, который предал Себя в том числе и за Лонгина – воина, который пробил копьем Его сердце. И этого человека Он возлюбил и пришел спасти. Предание повествует, что любовь Божия и знамения, бывшие при Кресте, так тронули Лонгина, что тот впоследствии обратился, стал христианином и принял мученическую смерть за веру.
Большинство людей уподобляются Лонгину лишь в нанесении Господу ран, но не в покаянии. Сколько раз мы, христиане, распинали Спасителя? Посчитать невозможно, ведь всякий мой грех – Его страдание. Бог не желает, чтобы страдал я, Он взял на Себя муку за мои грехи. Распинаем мы Бога много раз в день и тому не придаем значения, не представляем себе иной жизни. Но Бог нас любит и до последней возможности ждет нашего обращения. Нам нужно лишь ответить на Его любовь. В том числе и тем, что возлюбить наших ближних, которых так любит Он.
Большинству людей жизнь по заповеди Христа о любви представляется мукой. Никому нельзя мстить, всех надо терпеть, всем помогать. А по каким законам живет мир? По законам эгоизма, силы, вражды. Это и есть мука.
Как нам стяжать в сердце любовь? Преподобный Амвросий Оптинский советовал: “Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет”. “Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)… Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению”. Преподобный Никон Оптинский говорил: “Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые”.