Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33–42
Сегодня, в воскресенье, в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, за богослужением Святая Церковь предлагает для нашего назидания отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 8, 16–21). Также в преддверии праздника Воздвижения Животворящего Креста по уставу полагается читать отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 3, 13–17) и рядовое евангельское чтение от Матфея (Мф. 21, 33–42).
21.33. Другая притча: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
21.34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
21.35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
21.36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
21.37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
21.38. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
21.39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
21.40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
21.41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
21.42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
(Мф. 21, 33–42)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, содержат рассказанную Господом притчу о злых виноградарях. Эта притча была адресована в первую очередь первосвященникам и старейшинам народа.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Рассуди же, как велико было Божие попечение о них и как непомерна их беспечность. Он сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник и все прочее, а им оставил немногое: заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное. Ничто не было забыто, все приготовлено, но и при всем том они ничем не воспользовались, хотя многое и в большей мере получили от Бога».
Образы, описанные в притче, были знакомы для любого иудея того времени. Оградой виноградника обычно служила живая изгородь из терновника, защищающая от зверей, которые могут опустошить и уничтожить виноградник, и от воров. В каждом винограднике было точило или пресс, состоявший из двух корыт, вырубленных в куске скалы или сделанных из кирпичей: один был расположен чуть выше другого и связан с нижним каналом. Виноград давили в верхнем корыте, и сок стекал в нижнее. Башня служила для двух целей: во-первых, как наблюдательная, сторожевая вышка для охраны от воров в пору созревания винограда, а также как жилье для работавших в винограднике.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Некоторый хозяин, под которым подразумевается Господь Бог, устроил виноградник, под которым нужно понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой, под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранить избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества… Под “виноградарями” разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона… Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления – показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия».
Через некоторое время хозяин послал своих слуг, то есть пророков. Но виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями (Мф. 21, 35).
Именно так поступили с посланниками Божиими начальники иудейского народа. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Когда же хозяин виноградника отправил к ним своего сына, то виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (Мф. 21, 38).
Евфимий Зигабен замечает: «Смотри, с какой обстоятельностью предсказывает будущее… Не убили Его как Сына Божия, но убили как Наследника Виноградника, то есть как Царя Израильского. Видя чудеса, которые Он творил, и слыша Его мудрое учение, они чувствовали, что это Тот Царь Израильский, о Котором возвещали пророки, но, побежденные и ослепленные завистью, они это забыли и вознамерились убить Его и таким образом завладеть Его наследством, то есть народом…»
А потому виноградник и был передан другим виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям.
Нам же, следует помнить, что виноградник Божий – это мы. И как виноградный сад должен приносить обильные плоды, так и от нас Господь ждет жизни, исполненной любви к Нему и стремления приносить добрые плоды христианства, исполняя волю Небесного Отца.
Помогай нам в этом Господь!