Евангелие дня с толкованием на 15.06.24

Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 10-21
Комментирует протоиерей Павел Великанов

Бывало ли вам от жизни… тошно? Причём настолько тошно, что в прямом смысле, не знаешь, куда бросаться, что делать — когда словно бы всё бытие ополчилось против тебя и только и делает, что с оттяжкой бьёт тебя снова и снова по самым болезненным, уязвимым местам?

Когда случается такое со мной, у меня есть действенный рецепт — что сделать, чтобы «перезагрузить» свой внутренний мир, — я открываю 14-ю главу Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня на богослужении в храмах — и читаю снова и снова, пока не наступит явное улучшение состояния.

Глава 14.

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Почему именно этот только что прозвучавший текст лично на меня действует совершенно «перезагрузочно»? Сложно сказать, но попробую. Прежде всего, весь этот краткий отрывок насыщен, напоён какой-то невероятной силой любви Христа к человеку. Причём не абстрактной любви ко всему человечеству — а, напротив, очень адресно, к тебе лично. Трудно представить себе ситуацию, чтобы, прочитав или услышав его, что-то внутри не согрелось — хотя бы немного.

Причём эта любовь — очень сильно отличается от обычной, нашей, человеческой любви — между родителями и детьми, между возлюбленными, или дружеской, даже самой искренней и честной любви. В словах Христа есть какая-та очень странная уязвимость — да, да, именно уязвимость: это совсем не та любовь, которая «пришпиливает» тебя на выставочном стенде или прокатывается по тебе катком самого факта своего наличия: тебя любят больше всего на свете — вот и живи теперь с этим, как хочешь!

Его слова — это самое настоящее… признание в любви — но только такое, которое не делает тебя заложником услышанного, как это происходит в наших, человеческих, отношениях. Вот чего здесь точно нет — даже самой малейшей попытки манипулировать собственной открытостью и влюблённостью — ради достижения определённых своих целей. Иисус идёт на Свой Крест не для того, чтобы получить в Свои руки идеальный инструмент для манипуляции: что может быть сильнее укора — Я за тебя Свою Жизнь отдал, а ты — что?..

Нет, ни в коем разе: все слова Христа утверждают другое: даже если ты совсем не хочешь замечать, чего стоило Иисусу твоё спасение — ты не услышишь ни укора, ни тем более осуждения, даже лёгкой тени — ведь Он пришёл не судить, но спасать!

Второе, что мне снова и снова бросается глаза — о Своей любви Иисус говорит как бы мимоходом, всё обращая и возвращая к Своему Небесному Отцу. Это не речь «одержимого своими чувствами»: нет, это больше похоже на то, как старший брат пытается раскрыть перед младшим нечто очень и очень важное и значимое для него самого. В словах Христа о любви просвечивает прежде всего Его беспредельная любовь, преданность, вверенность Своему Отцу — отражением которой и является та обращённая к ученикам любовь, которой так много в этом тексте.

Так что, дорогие друзья, хотелось бы мне дать вам небольшой совет: попробуйте выучить наизусть хотя бы часть из 14-й главы Евангелия от Иоанна, и когда будет очень худо, начните просто читать эти строки вслух — снова и снова — пока морок уныния не отступит и оторопь греха не пройдёт!