Совсем скоро мы будем праздновать великий православный праздник – Рождество Христово. Но в чем же смысл этого праздника? Как правильно его встретить? Есть ли какие-то особые рождественские традиции? На эти вопросы для «Трудового слова» ответил иерей Владимир Пыжиков, священник кафедрального Благовещенского собора в г. Арсеньеве.
Каждый год 7 января мы вспоминаем Боговоплощение, Рождение Воплотившегося Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии. Зачем нужно Рождество Христово?
После грехопадения человек отпал от Бога, потерял возможность общения с Ним. Человеческая природа изменилась, стала подвержена болезням и смерти. Но Бог не изменил Своего отношения к человеку и искал способы спасти его. Для того, чтобы спасти человека, нужно было пройти весь его земной путь – от рождения, через страдания, к смерти. И Бог из любви к нам принимает на себя человеческую природу, проходит этот путь, чтобы человек смог приблизиться к Нему.
Как обычный человек готовится к своему дню рождения, так и мы готовимся к Рождеству Бога. Этому великому празднику предшествует 40-дневная подготовка, называемая Рождественским постом. Он начинается 28 ноября, после дня памяти апостола Филиппа, и заканчивается 6 января, под Рождество. Мы «готовим подарки» – очищаем свое сердце от страстей, «надеваем лучшие наряды» – очищаем душу покаянием, наряжаем ее добродетелями: молитвой, кротостью, воздержанием, смирением, милосердием и др.
В Рождественский сочельник, 6 января, мы постимся особенно строго: ничего не едим до появления первой звезды – в воспоминание о Вифлеемской звезде, которая вела волхвов на поклонение рожденному Спасителю. А ещё в этот день готовится сочиво – блюдо из пшеницы и меда. Весь день идет подготовка к встрече со Христом – верующие готовятся к Таинствам Исповеди и Причастия и, конечно, подготавливают рождественскую трапезу, насладиться которой можно только после посещения церковной службы в сам День Праздника. Рождественский стол не отличается от новогоднего стола большинства жителей России. История до нас доносит, что на Руси обязательным гостем на столе был запечённый гусь и, конечно, пряники, которые называются козули. Козуля – это традиционный пряник русского севера. В Архангельской губернии его начали печь в начале 20 века, когда в 1908 году здесь появился первый сахарный завод. Козули или козюли (образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка».) – это изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Делают их в форме козочек и козликов, оленей, барашков, коровок и бычков, а также котов, тюленей и птичек. В 2016 году наша воскресная школа при кафедральном Благовещенском соборе г. Арсеньева делала такие козули под руководством матушки Анны Семёновой.
После Рождества в Церкви начинается особый, радостный период – Святки. Святки продолжаются от Рождества до Крещения. В это время принято ходить друг к другу в гости и славить торжественными песнопениями родившегося Христа. Эти песнопения называются колядками. Вот к примеру текст одной из них:
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”
Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!
Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!
Понимая, насколько важно для людей внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка – символ вечной жизни, которую даровал нам Христос. Звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде. Вечером в сочельник на окна принято ставить горящую свечу, как символ человеческой души, которая горит перед Богом и освещает путь к Нему другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме мы ждем Христа. И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам – восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото принесли как Царю, ладан как Богу и смирну (благовонную мазь, используемую при погребении) как человеку смертному.
Самая главная цель праздника Рождества Христова – чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И смысл нашего празднования – в рождении Христа в нашем сердце.