Притч. 11:19-31,12:1-6
Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.
Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых – гнев.
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение.
Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души.
Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.
Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.
Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 11:22. Якоже усерязь в ноздрех свинии, тако жене злоумней лепота.
Почему привел в пример это животное, а не взял другого? Потому что, как свинья, этой частью по преимуществу поднимая грязь, портит это золотое украшение, так и эта женщина бесчестит красоту. A почему она явилась красивой? Зачем и не говорит, почему сделалась злоумной? Бог попускает и безумным женщинам быть красивыми, чтобы разумная и мудрая не удивлялась этому качеству, а понимала настоящую красоту. Попустил глупым быть и богатыми, чтобы разумный видел недостаток (ἐνδεές) и не смущался этим, а стремился к тому, что создает эти блага.
Притч. 11:24. Суть, иже своя сеюще, множайшая творят: суть же и собирающе чуждая, умаляются.
Можешь видеть расход, служащий причиной прихода, и собирание, ведущее к уменьшению. Если есть некоторые, с которыми бывает иначе, то согласен в том, что не со всеми так случается, чтобы добродетель не была вынужденной. Если бы всех скупых делал бедными, a всех милостивых – богатыми, то по необходимости все обратились бы к добродетели. Но не сделал ни этого всеобщим, чтобы не было необходимости, ни попустил тому быть общим законом, чтобы не возбуждать войн.
Притч. 11:26. Удержаваяй пшеницу оставит ю языком.
Желающий доказать необычайное дело пользуется и заклятием, например: пусть не будет выгоды ему самому, но достанется врагам! Так поступает и Павел: «О, дабы отсечени были развращающии вас!» (Гал. 5:12). И иудеи, имевшие пшеницу – древнее Писание и хранившие его, оставили его нам, язычникам; царство у них отнято. Или – говорит об обыкновенной пище; если ты именно хлопочешь о голоде и продаешь и, прося у Бога плодородия, сам подготовляешь голод, то делаешь то, чего нет хуже. «Продаяй пшеницу скупо, от народа проклят». Здесь не отнятие, а проклятие, то есть, «оставит языком».
Притч. 11:28. Той возсияет.
Это значит или то, что будет светом; так, тот (т. e. «надеяйся на богатство») умрет, не воспользовавшись чем-либо из своего, а этот будет светом, сея в настоящем веке в надежде будущего. Или – «возсияет» вместо: произрастет; a если – он сам, то тем более его потомство.
Притч. 11:30. От плода правды древо жизни прозябает: отъемлются же безвременно душы беззаконных.
Плод правды – совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни. Безвременны не по возрасту, а по действиям, те, которые не приносят зрелого плода, не часто это бывает. Почему же один достигает глубокой старости, а другой умирает в преддверии жизни? Узнаем причину и не будем оставаться в недоумении. Какая же она? Бывает противное приведенным словам, чтобы добродетель не была вынужденной.
Притч. 11:31. Аще праведный едва спасется, нечестивый же и грешный где явится?
Обрати внимание на то, что жизнь длинна, много нужно твердости в жизни, много бывает напастей. Не то говорит, что после исправления (ὅτι μετὰ τὸ κατορθῶσαι 7). Если и это говорит, то говорит хорошо. Если рассмотреть, что Бог сделал для нас и что мы делаем, то кто будет правым перед Ним, хотя был бы чище солнца? Праведен тот, кто действует по правде; нечестив – ненавидящий Бога; грешник – худой по делам.
Притч. 12:1. Любяй наказание любит чувство.
Любящий нравственное наставление бывает любителем познания, упражняющего познавательную способность (τὰ αἰσθητήρια) в различении добра и зла. Отвращающийся от познания, совсем не желающий что-либо знать, безумствует. Как нежелающий лечиться делается больным, так и этот – безумным.
Притч. 12:2. Лучше обретый благодать от Господа Бога: муж же законопреступен премолчан будет.
«Лучше» сказано не в смысле сравнения, а вместо: добрый. Да и какое может быть сравнение у обретающего благодать у Бога с беззаконником? «Премолчан будет» сказано вместо: не удостоится слова, то есть, от Господа. «Не исправится человек от беззаконнаго» (Притч. 12:3). Смотри, как побуждает то судом Божиим, то действиями людей; путем беззакония не совершается ничего хорошего; при беззаконии все разрушается.
Притч. 12:4. Жена мужественная венец мужу своему.
Постоянно говорит, что доброе и противоположное доброму заключается в женах, поелику муж постоянно нуждается в лечении. Поэтому намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена; потому ищи добродетели, а не богатства. Хорошая, мужественная, сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что, незаметно для окружающих, вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу. Или – иначе: добродетель украшает своего последователя, порок же делает порочного ненавистным.
«Мысли праведных судбы» (κρίματα 8) (Притч. 12:5), потому что судятся и простые (ἀπλοί), или – потому что праведные постоянно размышляют о судах и заповедях Божиих, или – потому что всегда производят суд по разуму, так как у нас есть судья – ум, оценивающий всякую добродетель по сравнению с противоположным ей пороком; последний он осуждает, первую же оправдывает.