Притч. 9:12-18
[Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь.–*[Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими:–
–ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего;–
–проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]
Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
«кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:
«воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею.–
–[Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;–
–ибо таким образом ты пройдешь воду чужую.–
–От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,–
–чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 9:17. Хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся.
И какое удовольствие от украденного, которое носит в себе страх, опасность, ожидание смерти? Хотя оно кажется приятным, но не таково на самом деле, как сказано: «Сладок им (αὐτοῖς) хлеб лжи», и вслед за этим: «исполнятся уста их (αὐτῶν) камения» (Притч. 20:17). «Но отскочи» (Притч. 9:18). Блаженное дело – удалиться. A второе – не замедлить в худых помыслах, но посредством покаяния идти дальше, так как невозможно положившему огонь за пазуху не сжечь платья; невозможно и занятому худыми мыслями избегнуть вечного огня. Отсюда ясно, как далеко нужно держать себя от зла. Грех – бездна; иди дальше: находящийся вблизи, хотя находился бы в безопасности, боится и трясется. «Тако бо пройдеши воду чyждую». Водой называет похоть, показывая, что как любящий пить воду от такого источника бывает виноват, похищая то, что находится перед ним и притом в изобилии, так и там. Или, как у Бога есть «источник живота» (Пс. 35:10), так и у диавола – источник смерти. Если источник Божий есть источник добродетели и знания, то источник диавола служит, очевидно, источником порока и невежества. Также нужно думать о реках, колодцах, водах и дождях. A слова: «приложатся… лета» значат, что в твоей власти получить это.