Притч. 8:1-21
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
«к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;
все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.–
[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 8:1. “Сыне (Yἱέ),5 ты премудрость проповеждь» и проч…
Пожелай, говорит, мудрости и сила разума послушает тебя. «На… краех» (Притч. 8:2) значитили то, что ясно то, что говорит, или что делает высокими. Достигший совершенства, зная, что премудрость все создала, видит и высоту ее, и опускание и поднятие на путях. А новый человек, видящий только высоту, должен просить его (αὑτὸν), чтобы увидеть ее самую (αὐτὴν), чтобы легче было услышать голос: только иди к ней. «При вратех… сильных» (Притч. 8:3) значит или то, что делает сильными, или что они особенно нуждаются в ней, или что она присутствует при руководственных наставлениях учителей, так как находящийся в преддверии слышит прославление ее: говорится, что то при выходах, то при входах она воспевается уходящими от зла и приходящими к добродетели. Затем представляет ее выражающей то, что может привлечь к ней: «Вас, о, человецы, молю, и вдаю мой глас сыном человеческим» (Притч. 8:4). Хотя и ваша польза в этом, но я, говорит, умоляю. «Человек» и «сыны человеческие» – одно и то же; «человецы» суть совершенные, удостаиваемые призыва, a «сыны человеческие» – несовершенные, к которым затем обращено увещание.
Притч. 8:26. Господь сотвори страны и ненаселенныя, и концы населенныя поднебесныя.
Не вводи другого Творца, хотя ненаселенныя страна не приносит никакой пользы. Поэтому и сделал, что «концы» населились, чтобы, зная концы и пределы, ты видел, что это дело Божие, не сомневаясь относительно того, что находится между ними. «Концы» сокровенные и божественные тайны, равно как «страны» – плодоносные души, a «ненаселенныя» – божественные мысли, o которых невозможно человеку говорить.