Притч. 8:32-36, 9:1-11
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
«кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:
«идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум;
потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 9:1. Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь.
«Премудрость» – Сын Божий, сделавшийся человеком. Он приготовил Себе дом, плоть от Девы. «Седмь столпов» – «Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия… Дух страха Божия», как говорит Исаия (Ис. 11:2, 3). Или: «дом» – Церковь, а «столпы» – апостолы. Или говорит о мудром муже, потому что он тверд, имеет нужное для себя и не нуждается в чем-либо. Дом премудрости – Церковь, «столпы» – «мнимии столпи быти» (Гал. 2:9).
Притч. 9:2. Закла своя жертвенная.
«Жертвенная» – божественные мысли или объяснения Писаний, а растворение – присоединение к истории анагогии (ἀναγωγὴν 6), так как нерастворенное божественное не может вместиться; поэтому разнообразно и на части разделяя догматы и толкования, премудрость приготовляет пищу обучаемым. «Раствори в чаши вино свое» (τὸν οἶνον ἑαυτῆς). Чистое божественное учение соединила она с человеческими словами (φωναῖς), то есть, с мудростью человеческой, чтобы мы могли постигнуть ее. Под «жертвенными» можно разуметь и блаженных пророков, по времени убиваемых неверующими, как сказано: «Зане тебе ради умерщвляемся весь день» (Пс. 43:23). «Посла» своих пророков и апостолов «c высоким проповеданием» (Притч. 9:3), то есть, с учением, не заключающим ничего низкого и отвергаемого, призывающих все народы к познанию Бога. «Высоким» же назвал то, о чем сказано: «Во всю землю изыде вещание их» (Пс. 18:5). «Требующим» (Притч. 9:5) – еще не получившим силы Святого Духа, только начавшим, а не совершенным. «Приидите» – узнайте истинный и прямой путь, «и пийте вино» – и приймите духа Святого, как вино. «Оставите безумие» (Притч. 9:6) – уклонитесь от путей неразумия и узнайте жизнь вечную. «Ядите» – укрепитесь моими словами и таинствами.
Притч. 9:9. Даждь премудрому вину.
Вина (ἀφορμή) есть обличение, дело спасительное и полезное, или говорит o «вине» посредством слов, потому что так поднимется на высоту учения (ἀναγωγῆς). «Сказуй праведному», то есть, благомыслящему, показывай пути праведности, «и приложит» вместо: возлюбит тебя, исправляя вследствие обличения грехи от невнимания. «Совет святых разум» (Притч. 9:10). «Совет святых» отличает то, что нужно делать, от того, что делать не следует; это совет с разумом. «Многое поживеши время» (Притч. 9:11). «Многое» поставлено вместо: бесконечное, или чтобы не освободить нас от двоякого понимания речи, так как годы этой жизни вечные. Кто не пользуется премудростью Божией, тот «пасет ветры» (Притч. 9:12), полагая для себя не твердые начала и совершения дел, и объяснения Писаний. «Путями своего винограда» называет жизнь по закону, приводящую ко Христу, потому что виноград – Израиль. Когда нужно возделывать, что он делает? «Проходит… сквозе пустыню», потому что бесплодна природа лжи. Видишь ли, как изобразил бесплодную природу лжи? Держащийся ее собрал только терния и волчцы. «Безводною» землей может быть та, которая не имеет божественного учения, а жаждущей – та, в которой не течет хорошая (πότιμον) вода – Духа, которая плодоносным источникам дается Иисусом. «Неплодие» – зло и незнание.