Притч. 6:3-20
Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–
[Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит;–
–ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна;–
–хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.–
–[Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.
Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его:
глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
Толкование Книги притчей Соломоновых
святителя Иоанна Златоуста
Притч. 6:3. Буди не ослабевая.
Не падай и не ослабевай в твердости, а Богу посвященное тобой тело возбуждай и напрягай к соблюдению данных Им заповедей.
Притч. 6:6. Иди ко мравию, o, лениве.
Весьма позорно для человека идти к бессловесному животному с тем, чтобы учиться у него добродетели. Мог назвать и большее животное, но незначительностью примера хочет пристыдить ленивого. Смотри же, в чем велит поревновать. B труде и усилии: пользуйся праведными трудами. И хорошо сказал: «ниже нудящаго имущий» (Притч. 6:7), так как, когда во время лета у него бывает обильная пища и нельзя опасаться голода, он смотрит не на настоящее, а заботится о будущем. Настоящее благополучие не делает его беспечным, как нередко мы, живя счастливо, не думаем об ожидающих нас бедствиях. Смотри и ты, чтобы некогда и для тебя, когда кончится собирание плодов, не наступила зима, тяжелое время, и не пришлось испытать то, что было с неразумными девами (Мф. 25:12). Итак, пойди к муравью, то есть, к народу, уничижаемому начальниками мира этого, но приобревшему надежду на Христа, подражай его жизни и «буди оного мудрейший: он, не сущу земледельцу» вместо: не имеющий никакой надежды в мире; не соблазняясь при виде совершающихся в жизни несправедливостей, никем не принуждаемый, а добровольно, по сердечному влечению, веря Богу, приготовляет добрыми делами вечную жизнь.
Притч. 6:8. Иди ко пчеле.
Обратись к Церкви и поучись совершающимся в ней делам света, – ее деятельности, достойной уважения, ее управлению, столь мудрому и чистому; ее труды прославляют цари и простые граждане; ее заповеди принимают богатые и бедные для своего спасения, хотя она не богата внешней силой, хотя в глазах мира не имеет значения. Но веруя во Христа, преуспевает: Ему предлежит богатая и разнообразная трапеза на то время, какое назначает. Но смотрит не на настоящее, а прилагает большую заботу о будущем. «Готовит в жатву пищу и многое в лето творит yготование». Смотри, как животное заботится о будущем. И ты наслаждаешься безопасностью в настоящей жизни, – но смотри, чтобы не оказался у тебя дом, когда настанет зима, пустым, без запасов пищи. Обрати внимание на правомерность (τὸ δίκαιον) ее: не так, что полезна царям, а простым людям бесполезна; ее врачество помогает равным образом многим и из тех, и из других; она служит природе, а не почестям. Таким будь и ты, ценя не лицо, а существо дела. И что особенно хорошее заключает в своем теле? Ничего. Для того, чтобы ленивый не сослался на слабость, писатель книги избрал слабейшее из животных, отнимая у него возможность оправдания. «Любима же есть» и не имеющими, и не обладающими; каждый день и в деревнях, и в городах, мы слышим бесчисленные похвалы этому роду насекомых.
Притч. 6:11. Потом же найдет тебе аки зол путник убожество: скудость же аки благий течец.
Нет ничего противнее добровольной бедности, которая весьма быстро постигает ленивого, в быстроте превосходя хороших скороходов. «Убожество» и «скудость» значат: «убожество» – отсутствие знания, «скудость» – недостаток добродетелей. Смотри на преимущество деятельности. Не хочешь брать уроков у бессловесных? Учись из самого дела по опыту: не окажись неразумнейшим бессловесных. Итак, избегай убожества. Тяжел труд? Но смотри, чем он оканчивается. Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему приводят. Выходящий из дома не хочет оставаться навсегда в пути, а при самом выходе имеет в виду то, куда он приведет. Поэтому он и отправляется в дорогу, чтобы достигнуть конца. A ты поступаешь вопреки этому.
Притч. 6:14. На всякое время таковый мятежы составляет граду.
Увы, как много значит: «на всякое время»! Хотя бы хотел он показать что-либо доброе, сам способ показывания полон подозрения: он волнует народ, целые города приводит в движение. Такой не имеет миролюбивого духа, не слышал слов Христа: «Блажени миротворцы» (Мф. 5:9). Этим научает не подавать никому повода к вражде.
Притч. 6:17. Око досадителя, язык неправедный, рyце проливающыя кровь праведную (δικαίο ν 1).
Через отдельные члены тела указывает на злые действия. Что в теле глаза, язык и руки, то же в душе разум, стремление, решение. Не без цели перечислил эти члены тела, а для того, чтобы научились обуздывать их, избегая подражания. «Проливают кровь праведную» те, которые пьют кровь Господа и оскверняют себя постыдными делами.
Притч. 6:18. Сердце кующее мысли злы.
Если сердце будет нечистым, то и члены тела делает нечистыми, так как изливает яд наружу. Хорошо сказал: «разжизает» (Притч. 6:19), потому что огонь есть ложь, разделяющая согласных, не только не приносящая пользы, но и приводящая к вражде. По душевному расположению братья те, которые имеют благодать усыновления и повинуются одному отцу – Христу; их усиливаются возмутить беззаконные и страстные помыслы, возбуждая сердце к ненависти, а волю – к постыдным действиям.