Библейское чтение с толкованием на 27 марта

issaiКнига пророка Исаии, 37:33-38, 38:1-6

Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы́, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.

По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.

Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».

И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.

И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:

«о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.

И было слово Господне к Исаии, и сказано:

пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,

и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

2304Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина

«И изыде Ангел Господень и изби́ от полка Ассири́йска сто осмьдесят пять тысящ» (Ис.37:36). Царь Ассирийский получил весть об истреблении полчищ своих, когда вел войну с Фараком, царем Ефиопским.

«И отыде возвра́щься Сеннахири́м… и всели́ся во Ниневи́и. И внегда́ покланятися ему в дому́ Насара́ху (Нисроха), бога своего, Адрамелех и Сарасар (Шарецер) сы́нове его уби́ста его мечьми́, сами же убежа́ста в землю Карду» (Ис.37:37–38). Когда Сеннахирим возвратился в Ниневию, поклонялся богу своему и славил его за спасение от гибели; тогда правда Божия попустила сыновьям его восприять лукавый помысел, и они убили его перед идолом, сами же бежали в Армению. «И воцари́ся Асорда́н сын его вместо его» (Ис.37:38). Вместо Адрамелеха и Сарасара (Шарецера), которые убили отца своего и, как сказано, бежали «в землю Карду», то есть в землю Араратскую.

  «В то время, разболе́ся Езеки́а до смерти… И обрати Езеки́а лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господи, како ходи́х пред Тобою со истиною и сердцем правым» (Ис.38:1–3). Езекия сказал так вероятно потому, что видел и таких царей, которые царствовали лукаво, однако же сыны их наследовали престол их.
«Та́ко глаголет Господь Бог Давида отца твоего… Се, Аз возвращу сень степеней, и́миже сни́де по степе́ням Ахаза, отца твоего, возвращу солнце десять степе́ней… И взы́де солнце десять степе́ней, имиже сни́де сень» (Ис.38:5, 8). Знамением десяти степеней (ступеней), данным Езекии, означалась тайна смерти и восстания от одра; но можно сказать, что этим же знамением означалась и тьма, которая по смерти Езекии покрыла народ Божии. Как при отце прибавился день на десять часов, так увеличилась тьма во дни нечестивого сына его. И еще, десять часов, прибавленных ко дню, изображают тайну совершенного Света, Какой должен был воссиять миру. Кроме того, число ступеней изображает собой и десятословие, в котором Езекия черпал свет и жизнь.

1_1352Книга Притчей Соломоновых, 14:27-35, 15:1-4

Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.

 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.