Библейское чтение с толкованием на 24 марта

issaiКнига пророка Исаии, 29:13-23

И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»

Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?

Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?

И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,

потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,

которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.

Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.

Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

2304Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина

  «И рече Господь: приближаются Мне людие сии усты своими… сердце же их дале́че отстоит от Мене» (Ис.29:13). Пророк говорит это о тех, которые служили Богу и чтили Его по страху человеческому. Ибо Иудеи почитали Бога по заповедям человеческим, или по повелению Езекии.

    «Се, Аз приложу, еже разделити люди сия чудно» (Ис.29:14), то есть отделю праведников от тех, которые чтут Меня из человекоугодия. И о таковых почитателях пророк добавляет: «горе уклоняющимся от Господа, дела их …во тме… Не якоже ли бре́ние в руках скуде́льника вмените́ся» (Ис.29:15–16). Этим обличает тех, которые далеки были от страха Божия и замышляли всякое лукавство, не делали же худого только боясь Езекии.

         «И будет Ливан, аки Кармил» (Ис.29:17). Так говорится об избавлении Иудеев, о котором возвещено будет во всех странах.

    «И услышат в день о́ный глуси́и словеса́ книги» (Ис.29:18). Хотя говорится это о язычниках, которые были глухи к вещаниям пророков, но относится и к упорным Иудеям, которые собственными своими глазами видели спасение, предвозвещенное в книгах пророков.
«И возрадуются нищии ради Господа в веселии» (Ис.29:19), то есть Иудеи.
«Изчезе́ попирающий, и погибе посмеятель, – то есть царь Ассирийский, – и потреби́шася вси поучающии неправде» (Ис.29:20). Поучающие неправде суть те нечестивые Иудеи, которые вместе с Ассириянами понесли наказание.
«Посему так говорит о доме Иакова Господь, сохранивый Авраама» (Ис.29:22). Как спас Он Авраама от пяти царей, так спасет и сынов Иакова от Ассириян.

 

1_1352Книга Притчей Соломоновых, 14:15-26

Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.

Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.

Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.