Книга пророка Исаии, 28:14-22
Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.
Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.
Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.
Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
«Сотворихом завет… со смертию, – то есть с царем Ассирийским, – со адом… сложе́ние, – то есть с Ассирией, – буря носи́ма аще мимои́дет, не прии́дет на нас». Иудеи рассуждали: «Этот бич, то есть нашествие Ассириян, будет поражать союзные с нами народы, а нас не коснется». «Зане положихом лжу надежду нашу, – мы надеемся на Ассириян» (Ис.28:15).
«Сего ради… се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоце́нен, избра́н, краеуго́лен», то есть царство краеугольное, многоценное под сенью алтаря, под херувимами. Или камень избранный есть Господь наш, Который положен в церкви Сионской во главу угла, чтобы в Нем те и другие, и горние и дольние, связуемы были миром. Он – верх стены, потому что Царь; и основание, потому что Своей правдой держит весь мир. «И ве́руяй в Онь не устрашится» (Ис.28:16). Кто так верует, тот, подобно Ему, не постыдится. И это есть тайна, запечатленная в Езекии, но в действительности исполнившаяся на Господе нашем, ибо Он, родившийся от Девы, есть Камень избранный.
«И положу суд мерен» (Ис.28:17), то есть отдам в руки Его праведный суд, чтобы судить верующих и неверующих. Это подобно сказанному: «и суд весь даде… Сынови» (Ин.5:27). «И градом истребится убежище лжи, – то есть Ассириян, на которых надеялись князья Иудины, – и убежище потопят… воды», то есть надежда их потонет в водах (Ис.28:17).
«Отымется от вас завет со смертью» (Ис.28:18), то есть с Ассириянами, которых пророк уподобляет смерти.
«В день, и в нощи́ будет смятение» (Ис.28:19), то есть между днем и ночью будут и ужас и спасение.
«Покрывало коротко и не может покрыть, постеля узка, и невозможно на ней лечь» (Ис.28:20). Этим пророк дает понять, что истребление Ассириян близко и не замедлит совершиться.
«Яко на горе Фарасин воста́нет Господь… якоже в де́бри Гавао́нстей» (Ис.28:21, 1Цар.14:11), то есть как поражены были цари в Гаваоне, так будут поражены и Ассирияне, но поражение будет неодинаково. «Сотворит дела Своя, дела же Его необычайны» (Ис.28:21), потому что различны наказания, насылаемые Им на нечестивых.
Книга Притчей Соломоновых, 13:20-26, 14:1-6
Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.