Книга пророка Исаии, 26:21, 27:1-9
ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике:
Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
«Ибо вот, Господь выходит от места Своего, – то есть, – из жилища Своего», где восседает Он на крылах Херувимов. «И посетит нечестие обитателей земли», то есть за нечестие накажет всех грешников, живущих на земле и в особенности хулу Рабсака. «И открыет земля кровь свою и не покрыет избиеных своих» (Ис.26:21). Во время наказания, какое постигнет Ассириян за то, что проливали кровь сынов Иудиных, не укроются от него Ассирияне, чудесно истребленные Ангелом.
«В той день наведет Господь мечь Свой твердый, и великий и крепкий, на левиафана змиа упорнаго, и на левиафана змиа лукаваго, и убиет дра́конта сущаго в мо́ри» (Ис.27:1). Пророк так обозначает царей, гонителей народа Иудейского. Два образа особенно указывают на двух царей: Ассирийского и Вавилонского, которые, как упоминает Исаия, вели долговременную войну с Иудеями. При этом царь Ассирийский уподобляется змию упорному и лукавому по причине великой злобы и хитрости, потому что Ассирияне первыми стали домогаться владычества над целой вселенной. Вавилонский же царь уподоблен дракону, сущему в мо́ри, потому что Вавилон был окружен и укреплен множеством вод. Царь Вавилонский в гордости говорил: «Наслаждаюсь миром; никто не может сделать мне зла; я безопасен, как дракон в море». Подобно этому и по той же причине пророк Иезекииль называет царя Египетского «змием великим, покоющимся среде рек» (Иез.29:3). Но вероятно пророк в малых образах изобразил здесь славные таинства и указал на тот день, в который Бог посетил и искупил мир, разрушил дела диавола. А так как дела сатаны многочисленны, то пророк и дает ему различные наименования.
«В той день виноград добрый, пойте над ним» (Ис.27:2), то есть в это самое время восстанет народ, и не такой народ, который уподоблен мной винограду запустевшему, приносящему только дикие грозды; ему воспойте сыны света словом Господним, какое открыто мне от Господа.
«Я, Господь,.. стерегу его, – то есть постоянно охраняю народ Мой, потому что Сам пекусь о делах его, – буду посещать его, ночью и днем стеречь его» (Ис.27:3). Это сходно со сказанным Езекии: «защищу град сей» (Ис.37:35).«Разве нет у тебя стены? Я тебе стена. Кто же возрастил в тебе волчцы и терны?» (Ис.27:4). Так называет пророк Ассирийское войско, которое пришло и вторглось в достояние Господне. «Вскоре дохну на него, и пожгу». Это изъяснил Сам Дух, говоря далее: «будут народы сожжены, аки прах дробный» (Ис.27:4, 9).
«И сотворю мир ему, когда прибегнет ко Мне» (Ис.27:5). «Прозябнет и процветет Израиль, и наполнится вселенная плода его» (Ис.27:6), потому что Израильтяне повсюду будут проповедовать о чудесах, совершенных недавно для их спасения, и о чудном исшествии из Египта отцов их. И эти семена, посеянные в слышащих, принесут обильные плоды правды по всей вселенной. «Осудишь его», то есть народ Ассирийский Господь осудит пострадать, как сам он заставлял страдать других. «Воздашь мерою, какою сам мерил» (Ис.27:8), то есть не той милостивой мерой, какой Ты, Господи, обыкновенно воздавал возлюбленному народу праведных Твоих, не жезлом, наказующим сынов, но поразишь мечом Твоим, твердым, великим и крепким, то есть который Ты изрек на врагов Твоих и на гонителей народа Твоего. «Ибо помыслил в душе в день зноя», то есть когда дух его воспламенился гордостью и, дивясь своему мужеству и величию, говорил: «Во веки буду силен».
«Еда якоже той порази́, и сам сице уязви́тся: и якоже сам уби, та́кожде убие́н будет» (Ис.27:7), то есть Ассирияне будут поражены народом Иудейским, потому что Господь воздает Ассириянам по делам их за народ Свой, Иудеев, и как поступали они с народом Божиим, так поступлено будет и с ними. И это слово действительно исполнилось на Сеннахириме, царе Ассирийском, таинственно же относится оно к домостроительству Господню. Так Господь наказал сатану. Ибо, облекшись в плоть нашу и став единым от нас, те язвы, которые сатана нанес Адаму и рожденным от него, обратил и наложил на него самого. И вот, ныне дети и жены, укрепляемые Богом, посмеваются (издеваются) над сатаной и низлагают его как немощного.
Книга Притчей Соломоновых, 12:23-28, 13:1-9
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.–
[Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]