Книга пророка Исаии, 13:2-13
Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;
сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского.
Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.
Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина
«Виде́ние на Вавилона… На горе по́льней воздвигните зна́мение» (Ис.13:1–2), то есть среди Еламитян и Мидян.
«Аз повелеваю, во святилище Моем» (Ис.13:3), которое попрано тобой со времен Седекии. «Глас… смятения на горах, – то есть глас царств Еламитского и Мидийского, уготовляющих брань, – Господь и оружеборцы Его… идут издале́ча: из Мидии и из Елама, от края основания небесе́ Господь» (Ис.13:4–5), то есть от Иерусалима или, лучше сказать, с самого неба.
«Звезды бо небесныя… и все украшение небесное света своего не дадя́т». Пророк или самих Вавилонян уподобляет померкшим звездам, или разумеет, что самые звезды не светят Вавилонянам. «Помрачится солнце возсиявающее» (Ис.13:10). Этим изображается высокомерие Вавилонян, которые мечтали, что покорили себе и самое небо.
«И запове́м всей вселенней злая» (Ис.13:11), то есть Вавилону.
«И человек честен будет паче, нежели злато» (Ис.13:12), то есть Мидянину убить Вавилонянина будет дороже вавилонского золота.
«И будут… яко се́рна бежащая» (Ис.13:14). Сернам уподоблены те, которых называли исполинами, самыми сильными из смертных.
Книга Притчей Соломоновых, 10:31-32, 11:1-12
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.
Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]
Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.