Библейское чтение с толкованием на 10 марта

issaiКнига пророка Исаии, 7:1-14

И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,

и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:

пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;

ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;

и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:

проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

2304Толкование Книги пророка Исаии преподобного Ефрема Сирина

Ис.7:1. Взы́де Расин царь Ара́мль, и Факе́й сын Ромели́ев, царь Израилев.

Расин (Рецин) и сын Ромелиев (Ремалиин) шли сразиться с Ахазом, но «не возмогоша», потому что устрашились нашествия царя Ассирийского.

Ис.7:2. И возвестися в дому Давыдове, глаголя: совещася Арам со Ефремом…

Ис.7:3. И рече Господь ко Исаии: изыди во сре́тение Ахазу ты и оста́выйся Иасув (Сариасув) сын твой…

Ис.7:4. и речеши ему… не бойся, ниже душа твоя да не изнеможет от двою концу главень дымящихся сих.

Когда дом Давидов, царство Иудейское и царь пришли в трепет, потому что Сирияне и Ефремляне заключили между собой союз, чтобы идти на Иерусалим, и как древо, колеблемое ветром, поколебался дом Иудин, тогда Господь сказал пророку Исаии: «изыди,.. ты и… Иасув (Шеар-ясув или Сариасув) оставшийся сын твой». И то, что сказано при этом Исаией, подобного этому, не сказано ни одним из пророков. «Концами главень» пророк называет Сирийского и Самарийского царей, потому что вознамерились они вступить в брань с Главой всяческих; и «головнями дымящимися» называет их потому, что вознамерились вести брань с Тем, Кто есть огонь поядаяй.

Ис.7:8. Яко глава Ара́му Дамаск

столица городов Сирийских есть Дамаск.   

Ис.7:9. Глава же городов Ефремовых Соморо́н

Ис.7:8. но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от люди́й,

то есть Ефремляне будут пленены Ассириянами.

Ис.7:10. И рече ко Аха́зу:.

Ис.7:11. проси себе зна́мения от Господа.

 Проси, – говорит пророк, – себе зна́мения, какого хочешь и где хочешь.

Ис.7:13. Еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даете… труд Богу моему?

Ужели мало вам отягощать пророков, что отягощаете Господа пророков?

Ис.7:14. Сего ради…

чтобы не отягощать вам более глаголющего во мне Бога

се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречется имя Ему Емману́ил.

Здесь противоречие по наименованию и по самой природе. Если Дева, то как зачинает? Если зачинает, то почему Дева? И кто слышит это, тот может ли поверить этому?

Даст Господь Сам вам зна́мение.

Поелику знамение даст Господь, то не испытывай, как это будет, потому что нет ничего такого, что было бы трудно совершить Богу. Имя Еммануил значит: «с нами Бог».

1_1352Книга Притчей Соломоновых, 6:-35, 7:-1

Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,

чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;

потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;

но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:

побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,

потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,

не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.

[Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]