— Ваше Преосвященство, уже менее чем через месяц мы начнем отмечать Рождество Христово. В чем, по-вашему, философский и неугасимый смысл этого события?
— Бог сошел с небес и стал Человеком для того, чтобы человека сделать Богом и возвести на небеса. При рождении Бог явился миру и стал видим всем. Смысл Боговоплощения в том, что до грехопадения человеку в лице Адама Бог сказал «и смертью умрешь», и, чтоб спасти его, Сам принял облик Человека. Через него, Богочеловека, и открылась всем дверь в Царствие небесное. Именно поэтому праздник Рождества Христова — это духовное начало искупления рода человеческого — греха, проклятия и смерти.
Ведь смысл православного христианского учения — не в том, как стать счастливым. Счастье земное — категория преходящая, эфемерная. Не забывайте, что счастье — от слова «часть». Счастье — часть той вечной радости, которую уготовал Бог, любящим Его.
— Владыка, скажите, как православная Церковь относится к празднованию Нового года 1 января? Или правильнее все же отмечать этот праздник после Рождества Христова, на так называемый «Старый Новый год»?
— Церковный Новый год всегда наступает со дня сотворения мира, так, до 16-го века, эта дата была 14 апреля, затем — 14 сентября (дата первой проповеди Христа), позже этот праздник стал отмечаться от даты Рождества Христова (14 января). Конечно, с точки зрения Православия и просто здравого смысла, Рождественский праздник должен отмечаться ДО, а не ПОСЛЕ 7 января, Рождества Христова, когда началась новая эра, и родился на земле Богомладенец Христос. Но «календарный вопрос» в том, что после революции безбожники, находящиеся у власти, «переместили время» почти на две недели вперед, так и получается то, что есть. Православные христиане отмечают Новый год 14 января, однако Церковь с пониманием принимает и дату 1 января — по требованию людей. Согласно Требнику, мы проводим освящения и молебны по просьбе, и 1 января в сотнях православных храмов будут возноситься молитвы Господу во благо всех жителей страны.
— А как правильно встретить Новый год?
— Хорошо это сделать в храме, либо в кругу семьи. Соберите самых близких и родных поздравить друг друга. Будьте в этот день мудрым и осмотрительным, не идите на конфликты. В связи с двухнедельным «календарным сдвигом» не забывайте, что 1 января по новому и привычному стилю — это Рождественский пост. Потребление вина допустимо, но помните о чувстве меры. Не поддавайтесь греху чревоугодия и не осуждайте людей, слабых духом. Особенность новогодних ночей в том, что безудержное веселье зачастую выходит за рамки не то что христианского, а даже общечеловеческого приличия, поэтому прошу проявлять благоразумие. Слушайте музыку, веселитесь, запускайте фейерверки, но помните о соседях и ведите себя пристойно. Наш народ всегда отличается рассудительностью и в радости, и в скорби — об этом не надо забывать.
— Ваше Преосвященство, с вашего позволения я задам вам вопросы, волнующие и верующих, и неверующих. Поговорим о молитве. Скажите, может ли молитва, даже самая искренняя, быть не услышана и не исполнена Господом?
— Религия — это связь с Богом, и, если мы обращаемся к Господу, Он слышит все. И даже когда мы не молимся — Он видит все. Слышит, видит, понимает. Молитва любая услышана будет всегда. И даже если вы оставите Господа — Он вас не оставит… Помощь, да, приходит не всегда, и на то есть свои причины. Например, подросток может попросить у Бога оружие, а юная девушка, не имеющая водительского удостоверения — автомобиль. Это преждевременно или не полезно. Может быть и так, что просьба недостойна, либо для нее еще не пришло время. Но, по большому счету, есть в философском православном смысле вопросы, на которые не может быть полного развернутого ответа. И если мы будем искать смысл жизни в рамках нашего земного срока, то не всегда его отыщем. Почему нечестивые благоденствуют, праведники страдают, а дети иногда умирают? Казалось бы, проще обвинить Бога и отвернуться от Него. Но это — неразумие! Бог — это Любовь, и зла не сотворит, ведь ради искоренения этого зла и пришел Он на эту землю и пролил Свою кровь. И именно у Креста надо искать ответы на все вопросы, но помните, что многие вопросы разрешаются только в вечности.
— А можно ли обращаться к Господу своими словами, без чтения канонического текста молитвы?
— Можно. Богу нужно наше сердце, а не наше красноречие, и Он слышит все, а не только канонические тексты. Однако… Если вы — юноша, и вас призвали в армию Отчизну защищать, то вы же учите текст общевоинского устава и живете по его укладу. Так и в Православии.
Пока вы новоначальный христианин, находящийся на пути к Богопознанию и вере, общайтесь с Господом как вам угодно, это не возбраняется. Но когда вы станете воцерковленным христианином, пожалуйста, помните: эти все молитвы в свое время писались Святыми, их тексты выверены самой жизнью и наиболее удобны для связи с Господом.
— Владыка Гурий, скажите, как нам относиться к тому, что маги, колдуны и экстрасенсы, а также народные целители используют в своих обрядах православную церковную атрибутику — молитвы, иконы и свечи?
Они лукавят, прельщая людей нашими святынями. По большому счету, от Церкви отлучается любой колдун, и даже тот человек, кто пользуется его услугами. Нельзя ставить рядом белое и черное и говорить, что это — одного цвета. Колдовство и суеверия — это признаки язычества, какими бы православными символами они ни прикрывались. И волки имеют обыкновение рядиться в овечьи шкуры. Магия, экстрасенсорика — бесовщина чистой воды, а у бесов одна цель — погубить. Не ходите к бабкам — последствия таких визитов для души будут ужасны. Вам всегда поможет Бог и Церковь.
— Но если, Владыка, Всевышний посылает испытание в виде болезни, значит ли это, что надо положиться на Его волю и надеяться на выздоровление, либо обратиться за помощью к официальной медицине?
— Талант, в том числе и врачебный — от Бога. Конечно, надо обращаться к врачам, но при этом помнить, что любая болезнь — это наказание за грехи наши или наших родителей. Но ведь и наказание — это Божья милость, Его отеческий нам наказ. Являя нам эту милость, тем самым Господь решает нас по жизни земной «притормозить», дабы мы смогли остановиться хоть на время и подумать, правильно ли, по-христиански ли мы живем. Так что на одну официальную медицину уповать все же не следует. Уповайте, прежде всего, на Бога и кайтесь в своих грехах — виновниках ваших болезней.
Пользуясь предоставленной возможностью, поздравляю всех читателей вашей газеты с наступающими всерадостными Рождественскими празднествами и Новым годом!
Призываю на всех вас Божию милость и благословение!
Беседовал Геннадий Обухов
Фото предоставлены
Арсеньевской епархией
Газета «Сельский труженик»
№ 49 (9555) 15 декабря 2016 г.